Культура

Патриархат и обрезание: как обстоят дела с равноправием в Африке

1

О том, как женщины борются за равноправие и защиту своих прав в развитых странах мира, говорят очень много, а вот о местах, до которых не дошло не только равноправие, но и цивилизованная жизнь, рассказывают лишь иногда, и то: факты, приводящиеся в подобных статьях, заставляют либо ужаснуться, либо вообще пройти мимо. Но тем не менее, проблемы женщин в таких регионах, как Африка, реальны и насущны, как никогда. Равноправие стремится и к ним, но на своем пути встречает большое количество препятствий, не похожих на проблемы современных феминисток. Здесь царит совершенно другая жизнь, с устоявшимися порядками и устоями, и нет возможности тянуться за Западом, так как в повседневной жизни столько забот, а образования, как не было, так и нет, что думать о своих правах не приходится. Мы решили разобраться с тем, как живут женщины в Африке, с какими проблемами они сталкиваются каждый день, и каково же место равноправия в их мире.

Патриархат и устои

Ассоциации с африканской жизнью всегда были нелестными, и нужно сказать, они отчасти справедливы, ведь в африканских регионах царит патриархат. Это общество, построенное на том, что мужчина — единственный, кто может приносить в дом деньги, и поэтому он автоматически становится «главой семьи». Здесь никто не говорит о равноправии, ведь у женщин изначально нет возможности узнать, что же такое несправедливость. Нет смысла также говорить о ролях, которые супруги выполняют в современных семьях, ведь жизнь в Африке далеко не современная. В африканских глубинках царят весьма суровые и дикие для образованного человека законы. Прежде всего, волнует проблема воспитания женщин. Здесь из них делают максимально работоспособных, выносливых, физически развитых и кротких. Женщина обязана соответствовать локальным стандартам, иначе она никогда не выйдет замуж. Замужество приравнивается к трудоустройству. Жен буквально покупают. О том, что невеста и знать не знает своего мужа, нет смысла даже и говорить, здесь всё просто и понятно: всё решают родители, желающие как можно более выгодно укрепить свое хозяйство. Бывает и так, что свободные женщины и мужчины могут встретиться на рынке или где-то вдали от дома, понравиться друг другу, и с этого момента, самое главное — поскорее приобрести жену, пока ее не приобрел кто-то другой.

После вступления в брак женщина начинает свою работу по дому. На женских плечах лежат абсолютно все обязанности по дому и хозяйству, включая рождение и воспитание детей. Женщины готовят на дровах, так как газа здесь нет; невзирая на погодные условия, выращивают продукты, ходят за водой, целыми днями парятся в душных и грязных кухнях, убираются в доме, строят шалаши и добывают для этого материалы. Мужчина же занимается торговлей или наемным трудом, что позволяет ему зарабатывать валюту.

В сексуальных отношениях всё также довольно просто. Женщина должна рожать детей и удовлетворять мужа тогда, когда ему необходимо. В одном из племен даже есть обычай, согласно которому муж и жена засыпают в разных частях комнаты, и, если муж чувствует необходимость в соитии, он просто бьет по земле хлыстом. Этот жест должен сообщить жене, что необходимо делать, а в случае отказа (что вообще не представляется возможным) хлыстом приласкают и жену.

Также здесь распространено многоженство, что поощряется со стороны жены. Нет смысла говорить о межличностных отношениях, интимности и душевной близости. У женщины в семье есть более практичная цель — разделить тяжкое хозяйство с другой женой. Дети в семье рождаются почти каждый год, многие из которых не доживают даже до 5 лет из-за низких условий жизни.

В большинстве племен и регионов распространено еще одно дикое явление патриархата — женское обрезание, проводится которое на уже подросших девушках. Им удаляют клитор и малые половые губы. Такая процедура обязательна для женской половины, так как именно это позволяет нравиться мужу. В случае отказа от обрезания, женщину просто изгоняют из племени, и все связи с ней обрываются. Иными словами, она становится изгоем общества. О санитарных ужасах говорить и не приходится — очевидно, что обрезание девушкам делают не врачи и не в больницах. Старшая женщина в семье, вооружившись одной на всех бритвой, пускает по кругу всех, кому посчастливилось оказаться рядом. Самое страшное, что женское обрезание делается вовсе не из гигиенических соображений, а в силу патриархальных устоев, которые не рассматривают женщину и ее организм как отдельно функционирующий. Иметь половые органы — это не грех, но выглядеть так и приносить определенные ощущения они не должны, ведь женщина не должна отвлекаться от своих ежедневных дел.

Экономика, образование и здравоохранение

В регионах более крупных, чья жизнь так или иначе зависит от развития цивилизации, женщинам позволено даже работать и пользоваться благами прогресса. Но, разумеется, из-за упаднического экономического состояния, уровень этого прогресса очень низок. Здесь более образованные и свободные женщины могут позволить себе внебрачные сексуальные связи, но так как контрацептивы стоят баснословных денег, то последствия у таких связей соответствующие. Лекарства и средства женской гигиены также поставляются крайне редко и стоят слишком дорого, а элементарное сексуальное образование отсутствует. В этой связи женщины постоянно сталкиваются с заболеваниями, нежелательными беременностями и, как следствие, отсутствием финансовой независимости.

Безработица, бедность и зависимость от патриархальных устоев ставят женщин в постоянный кризис, говорить о равноправии в котором необходимо, но невозможно, так как отсутствует поддержка не только от государства, но и от общества.

С образованием ситуация также плачевная. Даже среднее образование в африканских регионах является необязательным и не бесплатным, что приводит к тому, что многие семьи, которые не могут себе позволить обучение девочек, не рассматривают это как необходимость.

К тому же девочка — это лишние руки в хозяйстве, жертвовать которыми ради лучшей жизни этой самой девочки нет возможности. Именно поэтому если дети и получают образование, то это скорее мальчики, и то если у семьи есть на это средства. Те девушки, которые имеют представление о том, как живут женщины в развитых странах, мечтают о работе в офисе, так как она представляется им вершиной успеха. А если в регионах и есть состоятельные женщины, то это не те, кто «добился всего сам», а дети богатых родителей, имеющие средства благодаря успеху своих отцов. О высшем образовании речь не идет. Разумеется, проблема не только в патриархальном обществе. На территории Кении, например, есть и матриархат — племя Умойя, женщины которого считаются буквально амазонками. Сюда мужчин приглашают только при необходимости продолжения рода, а в остальных случаях женщины защищают свою территорию, применяя силу и оружие. Это один из малочисленных примеров сопротивления насилию, но как бы сильны ни были эти женщины, здесь ситуация представляется далеко не в лучшем свете, ведь насилие над мужчинами — это не равноправие, просто из темных устоев патриархата женщины вышли более агрессивными и захватили власть, которую приходится поддерживать таким же агрессивным способом.

Законодательство, действующее в африканских регионах, волнует образованных горожанок, ведь оно по своей структуре и действию является дискриминирующим, а любые протесты не оказывают того действия, что в развитых странах. Здесь всё решают те, у кого есть состояние, иными словами, более обеспеченные слои населения.

Негосударственные и некоммерческие организации, вмешивающиеся в устоявшуюся жизнь африканских регионов с целью сделать жизнь женщин лучше, обречены на провал, так как их проекты сводятся к одному — обеспечить женщинам финансовую независимость.

Они требуют справедливых законов и экономической возможности для женщин работать и зарабатывать своим трудом, давая им займы и микрокредиты. Но, как правило, подобные кампании развиваются по двум сценариям. Во-первых, участие в таких переменах могут принять лишь более или менее осовремененные женщины, жительницы дальних регионов и глубинок изменений не почувствуют, так как их ежедневный гнет — это дело племенных устоев, которые от государственных реформ вряд ли изменятся. Во-вторых, женщины, которые начинают зарабатывать самостоятельно, занимаясь малым бизнесом, встречают конкуренцию, которую невозможно выстоять, опять же, из-за проблем с экономическим равноправием. Конечно, женщины всегда могут продавать излишки своего урожая, делать что-то своими руками или же просто готовить еду на продажу, но больших денег им это не принесет, и нормальную жизнь не обеспечит — скорее, это будет еще одной обязанностью к множеству уже имеющихся.

Проблемы равноправия

Если говорить о равноправии и о том, что именно делается на территории Африки для достижения лучшей жизни, то четкой и структурированной картины «плохо» или «хорошо» не найти. Дело в том, что условия жизни разных областей настолько отличаются друг от друга, что объединить силы для борьбы за свои права нет возможности. Пока женщины из крупных городов задумываются о малом бизнесе, чтобы не зависеть от мужа и не заниматься изнурительным физическим трудом, у других женщин, живущих в деревнях, нет даже колодца, чтобы набирать чистую воду. Из этого следует вывод, что установить равные права для мужчин и женщин в семье и обществе недостаточно, ведь проблема не только в устоях, но и в катастрофической бедности. Условия жизни и отсутствие образования просто не дают женщинам возможности даже задуматься о том, что их жизнь несправедлива. Ухоженные феминистки не шепчут им на ухо слова поддержки. У них просто нет доступа к глубоким статьям и рассуждениям о морали, справедливости и женской силе. Они верят в свои традиции и не сомневаются в том, что так и надо жить. Насилие, издевательства и несправедливость здесь зародились не из-за того, что здесь живет более склонное к насилию общество, а потому, что их почти первобытный уклад диктует свои правила. То, что современным женщинам может показаться зверством и жестокостью, женщинам Африки кажется нормой.

Есть мнение, описанное в паре блогов тех, кто интересуется равноправием в Африке: что то, что «белая женщина» считает своими правами, африканская сочтет за слабость, ведь в Африке женщины якобы гордятся тем, что так много умеют, и во власти они вовсе не ограничены. Они контролируют хозяйство, следят за урожаем и могут распоряжаться им, как хотят, их уважают как матерей (что весьма сомнительно, но опять же, всему виной «белые ценности»), им поклоняются как богиням, умеющим давать жизнь. Нам это мнение кажется абсурдным, так как оно противоречит адекватному, цивилизованному представлению о женщине, мужчине, семье и прогрессивном обществе.