Однако на этом фоне люди поспешно скупают все подряд. Первыми на это обратили внимание китайские предприниматели, уже пережившие длительную изоляцию. Теперь очередь Европы. Рассказываем, откуда в нас стремление тратить во время кризиса последние деньги на спонтанные покупки.
Мы привыкли запасаться ресурсами перед тяжелыми временами
Изначально это было заметно по тому, с каким рвением посетители супермаркетов скупали товары первой необходимости: гречку, туалетную бумагу, антисептики. Иногда доходит до абсурда: обозреватели «РИА Новости» обратили внимание в одном из магазинов на пенсионерку, сметавшую с полок пачки спичек, хотя у нее электрическая плита. Она, как сама заметила, делала это для того, чтобы дома был запас.
Со временем желание не остаться ни с чем во время затяжного кризиса переходит на товары, без которых можно прожить. Во многом это связано с воспитанием и ментальностью русского человека: люди, родившиеся до 1980-х годов, застали пустые полки магазинов, очереди за дефицитными товарами и не желают иметь дело с этим вновь.
Весь мир столкнулся с revenge buying
Дословно с английского эту фразу можно перевести как «шопинговое возмездие», и впервые ее использовали аналитики бизнес-изданий. Люди, которые месяцами сидели дома и изнывали от тоски, наконец могут пройтись по магазинам и порадовать себя новыми вещами. Тем, кто переживает карантин, такое поведение тоже свойственно, но уже при онлайн-покупках. Обозреватели Bloomberg привели высказывание Энди Ли, 29-летнего финансового технолога из провинции Шаньси в Китае: с момента ослабления карантинных мер он уже трижды посещал торговые центры и спонтанно приобретал вещи.
— подчеркивает Ли.
Такое поведение характерно не только для Ли: в первый день открытия бутика Hermès в китайском Гуанчжоу выручка составила почти 3 миллиона долларов, и с каждым днем ситуация улучшалась.
Читать по теме:Коронавирусный словарь: 9 терминов, которые нужны при обсуждении пандемииМы готовимся к скачкам доллара
Нестабильный курс валюты заставляет людей принимать необдуманные решения и скупать то, без чего можно обойтись: новый мобильный телефон, третий холодильник, шестой пылесос. Заметил эту закономерность в беседе с Forbes сооснователь сети DNS Дмитрий Алексеев.
— отметил он, рассуждая о росте спроса на брендовые смартфоны.
Хотя после переговоров России и Саудовской Аравии и изменения цен на нефть курс доллара пошел на спад, не факт, что ситуация останется такой надолго. Это и побуждает вкладывать последние сбережения в крупные покупки.
Сами магазины стимулируют нас покупать
Сложившаяся ситуация бьет по малому и среднему бизнесу, который не всегда обладает финансовой подушкой и неспособен выплачивать зарплаты сотрудникам, несмотря на указания президента. По этой причине владельцы брендов, особенно локальных и малоизвестных, объявляют распродажи: чтобы возместить расходы на производство или закупку новой коллекции и обеспечить средствами своих работников.
https://www.instagram.com/tv/B-e6jwXpYqx/?igshid=4z7mwhezsjrk
— объявили у себя в инстаграме основатели бренда одежды Samchuk.
С подобной ситуацией столкнулись и владельцы крупных сетей: еще 22 марта петербургский отдел KP.ru отмечал, что в торговый центрах «начались распродажи под стать новогодним»: торговые центры вынуждены объявлять большие скидки, чтобы не разориться. Мы же видим резкое снижение цен и не можем противостоять возможности приобрести все сразу, да еще и с выгодой.