Культура
16 сентября, 2019

Почему не надо бояться, что искусственный интеллект отберет у тебя работу

Несколько аргументов в защиту компьютеризации.
Чем больше новостей появляется о достижениях искусственного интеллекта, тем сильнее у нас развивается фобия перед машинами. Футуристический сценарий обычно выглядит так: всю работу выполняют роботы, люди больше не нужны, и они умирают, неспособные заработать себе на существование. Другой популярный сценарий, получивший отражение в десятках кинокартин, — машины становятся настолько умными, что берут на себя ответственность за наши жизни, решают, как нам спать, есть и взаимодействовать. В конечном итоге они понимают, что кожаные мешки слишком бесполезны, и избавляются о нас. Сегодня мы решили разобраться в том, действительно ли это самые вероятные сценарии и как можно избежать того, что ты лишишься работы из-за автоматизации.

Не все сферы можно автоматизировать

Настоящие футурологи не думают, что заменить искусственным интеллектом получится все профессии. Конечно, существует множество рутинных задач, которые не требуют высокой квалификации и легко подлежат автоматизации. Погрузка товаров в грузовик, ввод данных в таблицы, работа на кассе — все эти задачи являются рутинными и однообразными, так что, скорее всего, они уже совсем скоро будут выполняться искусственным интеллектом или другими автоматизированными системами.

В то же время существуют профессии, в которых крайне важно наблюдать изменения в обстановке и подстраиваться под них. Например, воспитатели в детсадах должны замечать неожиданное поведение своих учеников и выстраивать новые тактики поведения. Маркетологи ищут новые способы достучаться до своей целевой аудитории. Чем больше творчества в работе требуется, тем меньше вероятность того, что эту профессию автоматизируют.

По оценкам специалистов, вот несколько ключевых сфер, в которых основной ряд обязанностей будет передан роботам:

Если ты беспокоишься о своей профессии, то можешь зайти на специальный сервис willrobotstakemyjob.com, ввести ее название и получить ответ, насколько вероятно и в какие сроки ты станешь невостребованным специалистом.

Роботы не могут обучаться самостоятельно

Не важно, насколько развита та или иная нейросеть, способности к ее обучению все же ограничены и сильно зависят от того, какой тип данных постоянно обрабатывает. Несколько лет назад крупнейший ретейлер в мире — Amazon — попытался перейти на автоматический подбор персонала, но уже в этом году отказался от этой идеи.

Удивительным образом алгоритм поддерживал сексизм и дискриминацию. Система училась распознавать «плохие» критерии с помощью данных, которые в нее вводили, и так как в отрасли в основном доминировали мужчины, программа продолжала нанимать их, считая наилучшими кандидатами на должность.

Это произошло из-за того, что алгоритм проанализировал данные за десять лет найма сотрудников, после чего начал отфильтровывать всех соискательниц.

В кадровой сфере замены точно можно не ждать: машина не может почувствовать личность кандидата, а ни один тест не сможет четко показать, насколько сотрудник будет соответствовать компании, в которую устраивается. Робот не может принимать интуитивных решений, а значит, эта профессия точно остается за грамотными HR.

Машины склонны к предвзятости

Пример Amazon показал, что нельзя слишком сильно полагаться на искусственный интеллект, иначе это может привести к настоящей катастрофе. Прежде чем переводить свой бизнес на автоматизацию, стоит понимать, какие могут появиться возможности и в каких ограничениях придется работать.

Если говорить о кадровом подборе, искусственный интеллект может отфильтровать сотрудников по определенным параметрам и выбрать несколько кандидатов, которые ранее не были уволены за воровство, получили соответствующее образование и готовы к командировкам. Но ни одна внутренняя настройка не поможет предсказать, чем этот человек захочет заниматься уже спустя год работы на этом месте и удастся ли ему наладить контакт с коллегами.

1Читать по теме:Почему мы зависим от искусственного интеллекта

Обучаемая система также может анализировать данные эффективности, чтобы находить непродуктивных работников, но при этом будет нарушать моральные и этические нормы.

Уже сейчас мобильные операторы и банковские структуры пытаются автоматизировать свои системы поддержки, создав специальных чат-ботов. Они могут использовать загруженные данные для того, чтобы предложить клиенту решение, но никак не способны удержать возмущенного пользователя и что-то изменить в его настройках.

Пока искусственный интеллект может приносить больше пользы, чем вреда

Представь, что у тебя есть небольшое производство чего-то простого вроде хлеба. Тебе нужно нанять людей, которые будут выпекать хлеб, людей, которые станут его продавать, и, возможно, даже курьеров. По меньшей мере половина твоей прибыли пойдет на зарплату и налоги, а в условиях современной экономики наверняка гораздо больше.

Но если у тебя появится возможность купить автоматические устройства, которые сами замешивают тесто и выпекают хлеб, заявки будут приниматься через чат-бота, а погрузка ведется в беспилотное такси — ты сможешь сэкономить немало средств и времени.

Пока что каждый пятый бизнес отвергает идею новых технологий, считая, что это не стоит хлопот по внедрению или затратам. Но при этом 4 из 5 руководителей думают, что если они найдут подходящий сервис, это поможет их бизнесу.

Уже сейчас можно проанализировать и понять, нужна ли автоматизация в твоей работе:

Людям все равно нужно развиваться

Несмотря на то, что автоматизация может опустошить целые отрасли, речь всегда идет только о низкооплачиваемых рабочих местах. Это большой урон для тех, кто не стал получать образование — или не смог его получить, но чем сильнее развивается наше общество, тем меньше должен быть процент таких людей.

Кроме того, развитие индустрии требует новых рабочих мест — разработчики программного обеспечения, специалисты по данным и аналитики машинного обучения. Появляется все больше сервисов, которые прибегают к искусственному интеллекту — Google, Facebook, Uber, Tesla. Теперь мы можем повышать свою квалификацию и занимать новые рабочие места, которых не было буквально несколько лет назад.

Как ты относишься к автоматизации в своей сфере?
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: