Образ жизни, Психология

Почему нужно уметь предъявлять претензии другим людям и как это делать

0
Отстаивать свои права — непростая задача, даже во времена, когда на повестке дня равенство и свобода слова. Некоторые люди предпочитают мириться с грубостью продавцов и плохим сервисом, лишь бы не вступать в конфликт. Но умение предъявлять претензии — важный навык, необходимый для того, чтобы стать сильнее. О том, почему важно отстаивать свои интересы и как этому научиться, рассказываем в материале.

Зачем предъявлять претензии

В 2015 году ученые из Университета Флориды провели исследование о том, как игнорирование грубого поведения окружающих влияет на общество. Эксперимент показал, что грубость активизирует семантическую сеть связанных концепций в сознании людей и легко распространяется, если никто не пытается ее подавить. Например, если в офисе все игнорируют колкие замечания негативно настроенного сотрудника, через время всё больше людей заражается его манерой поведения.

Умение правильно предъявлять претензии часто помогает оставаться в здоровом эмоциональном состоянии. Люди, которые не позволяют окружающим относиться к себе без уважения, чувствуют себя более счастливыми. Они не боятся получить отказ и сами умеют отвечать «нет», если чья-то просьба не кажется им уместной.

Кроме того, умение отстаивать свои интересы помогает избавиться от привычки все катастрофизировать, то есть всегда представлять себе худший исход событий и не решаться на что-либо, лишь бы не столкнуться с неприятностями.

Как правильно предъявлять претензии

Желание избежать конфликта вполне естественно. Особенно если речь идет о чувствительном человеке, которому с трудом удается сдерживать слезы, появляющиеся на глазах при малейшей неприятности. Но тем, кто не представляет себе, как можно попросить официанта унести холодное блюдо или заменить испачканную скатерть, особенно важно учиться предъявлять претензии. Иначе в течение жизни придется много раз переступать через себя и жертвовать собственными интересами, деньгами и временем, чтобы удовлетворить потребности других людей. Ниже собрали несколько советов, как постоять за себя и остаться хорошим человеком.

Представь исход разговора


Прежде чем начать серьезную беседу, которая может быть довольно неприятной, нужно взять под контроль эмоции. Только оставаясь хладнокровной, ты сможешь добиться нужного результата.

Для этого переведи фокус внимания от неприятных ощущений к результату, которого хочешь добиться. Например, если кто-то не вернул тебе деньги в уговоренный срок, не рассказывай ему о том, почему тебя это задело. Скажи человеку о том, что ждешь возврат долга в определенный срок и какими будут твои дальнейшие действия, если он проигнорирует договоренности.

Учись ассертивности

Этот термин используют для того, чтобы описать способность человека не зависеть от внешних оценок и влияний. Ассертивные люди умеют выражать чувства и потребности. Они готовы открыто говорить о своих интересах и ждут, что перед ними извинится тот, кто не прав.

Чтобы стать более ассертивной, следуй некоторым правилам:

  • Уважай чужие границы и старайся не быть грубой с окружающими.
  • Вместо того, чтобы комментировать какую-то обстановку или действия других людей, расскажи о том, что чувствуешь именно ты. Для этого чаще используй предложения с местоимениями «я» и «мне».
  • Если тебе несколько раз подряд предлагают то, что тебя не устраивает, продолжай отказываться, настойчиво проговаривая свои требования.

Используй технику «гамбургер»

Еще один способ предъявить претензию, но избежать скандала — использовать метод «гамбургера». Он подразумевает, что в начале и в конце разговора человек говорит что-то приятное, а в середине — то, чем недоволен.

Например, если ты хочешь сказать коллеге о том, что тебе мешает его громкая музыка, ты можешь сделать это так: «Я ценю твои навыки и уважаю способы расслабиться, но прошу тебя слушать музыку в наушниках или приглушить звук. Так настроиться на работу сможешь не только ты, но и я. Наши совместные проекты самые выигрышные».

Опирайся на факты

Прежде чем предъявить кому-то претензию, четко сформулируй ее. Используй конкретные формулировки и опирайся на факты. Так твоя речь будет звучать уверенно. Не стесняйся озвучивать свои эмоции по поводу происходящего. Возможно, у человека, которому ты предъявляешь претензии, плохо развита эмпатия и твои эмоции для него загадка.

Учитывай время и место


Специалисты не рекомендуют высказывать претензии сгоряча, когда эмоциональный фон нестабилен. Но и надолго откладывать выяснение отношений тоже не стоит. Прежде чем завести диалог, обдумай, что хочешь сказать и какого результата ждешь от беседы. Учитывай, что она должна проходить в спокойной обстановке и в том месте, где посторонние не смогут помешать вам.

Читать по теме:Образ жизни, Психология6 признаков, что ты не умеешь проявлять свои эмоции