Нам нравятся чувства, связанные со страхом
Несмотря на то, что мы понимаем, что действия на экране безопасны для нас, испугавшийся мозг запускает реакцию «бей или беги».
Это состояние, при котором организм задействует симпатическую нервную систему, чтобы быть внимательным и готовым к активному действию. Включаются все ресурсы, которые помогают справиться со стрессом, от более глубокого дыхания для насыщения сердца кислородом до выделения адреналина и кортизола, чтобы эффективно использовать энергию и защищаться.
Криста Джордан, доктор философии из США объясняет:
Мы испытываем такую реакцию, потому что мозг не всегда различает реальность и фантазию. Например, если попросить кого-то в красках описать ощущения, как он ел лимон, у нас могут активироваться слюнные железы. Такой же «сбой» часто происходит и при просмотре фильмов ужасов.
Но через некоторое время после пугающей сцены мы все-таки вспоминаем, что страшные монстры и кровь на экране не настоящие. А реакция «бей или беги» проходит. Мы ощущаем облегчение и своеобразную эйфорию. Эти эмоции и заставляют нас смотреть хорроры снова и снова.
Они удовлетворяют наш интерес к темной стороне людей
Фильмы ужасов помогают исследовать природу зла на примере персонажей. Мы можем переживать за главных героев, а в некоторые моменты находить более привлекательными монстров и антагонистов. Именно такая тяга и интерес к темной стороне является причиной, почему ужасы популярны.
Стюарт Фишофф, ученый из США, в 2003 году провел исследование «Любимые киномонстры и их психологическая привлекательность». В нем приняли участие 1 166 человек. Каждому участнику было необходимо указать любимого монстра из фильма и уточнить, почему он ему понравился.
Результаты исследования показали, что критерии для отбора любимчиков у участников эксперимента основывались на сверхспособностях. А также на том, насколько они раскрывают темную сторону, пороки и грехи человеческой натуры.
Кстати, по результатам эксперимента фаворитами участников всех возрастов стали вампиры.
К тому же, молодые люди выбирали более агрессивных и кровожадных монстров-слэшеров вроде Фрэдди Крюггера за их «мастерство» в расправе над жертвами. А пожилым людям пришлись по душе герои с тяжелой судьбой, такие, как Франкенштейн. Они вызывали жалость и сочувствие.
Мы учимся справляться с худшими ситуациями
При просмотре фильма ужаса, ты можешь воскликнуть: «Ну, зачем же герой идет в тот страшный подвал, откуда доносится рычание? Мог бы просто убежать».
По словам Колтана Скривнера, ученого из США, фильмы ужасов дают нам представление о том, как могут развиваться самые опасные для нас ситуации. Мы анализируем поведение героев фильма и отмечаем, как поступили бы, а чего бы ни за что не сделали.
Такое сравнение с персонажами ужасов дает нам ощущение, что мы точно сможем выжить в подобных ситуациях. Так мы отделяем себя от страха и получаем удовольствие от осознания, что находимся в безопасности.
Из-за такого подсознательного обучения и ощущения готовности к любой ситуации, нам нравятся фильмы про зомби и пандемии, которые вышли из-под контроля. А также другие жанры ужасов, где изображены катастрофы, которые теоретически могли бы произойти.
Мы чувствуем большую связь с теми, кто смотрит с нами кино
Есть шутка, что если хочешь стать ближе к партнеру, посети с ним фильм ужасов. Но оказалось, что это вполне реальный психологический прием.
Исследование, опубликованное доктором Дональдом Даттоном в «Журнале личности и социальной психологии США», показало, что ситуации, вызывающие страх, могут усилить сексуальное влечение и притяжение между людьми. Общий пережитый опыт испуга, стрессовой ситуации и испытанной уязвимости создает ощущение особенной близости между людьми. По этой же причине вас может сблизить свидание на аттракционах.
Мы отвлекаемся от повседневных дел и тревог
Ужасы могут быть любимым жанром очень занятых людей. Или тех, кто постоянно испытывает беспокойство.
Колтан Скривнер, аспирант кафедры сравнительного развития человека в Университете Чикаго, США, объясняет:
При просмотре фильма ужасов наша предполагаемая угроза смещается с того, о чем мы беспокоимся, на то, о чем переживает персонаж. А потом, когда хоррор заканчивается, уходит чувство тревоги, потому что угрозы больше нет.Ужасы — один из самых эмоционально заряженных киножанров, а потому с ними так просто отвлечься от повседневности.