И пока идут жаркие обсуждения, имеют ли право женщины участвовать в том или ином виде спорта, а также выполнять определенные трюки, дискуссия о спортивном дресс-коде остается в тени.
Люди до сих пор склонны критиковать женщин за то, что они носят, при этом мужчины-спортсмены намного свободнее в выборе формы. Организации по борьбе с сексизмом настаивают на том, что необходимо стандартизировать наряды для официальных мероприятий и уменьшить гендерные различия, и спортивные соревнования – отличная площадка для старта.
Если внимательно смотреть репортажи со спортивных соревнований, то легко можно заметить эйджистские выражения, например, когда комментаторы говорят о 28-летней дзюдоистке, что она слишком «стара для женщины». Нередко встречается и манипулирование фактами личной жизни спортсменов: «Выступила не лучшим образом, видимо, сказывается недавнее расставание с молодым человеком».
Даже сами женщины-комментаторы могут попасть под шквал осуждающих заявлений, как британская ведущая Хелен Скелтон, которую подвергли критике за «слишком откровенный» наряд на Олимпиаде в Рио. Если же смотреть шире, то проблем несчетное количество.
Униформа олимпийских команд
Униформа олимпийской команды значительно отличается от той, в которой спортсмены соревнуются. Многие страны используют коллаборации с известными дизайнерами, чтобы улучшить восприятие.
Форма американской сборной на Олимпиаде в Рио была разработана Ральфом Лореном, французской – Lacoste, британскую коллекцию создала Стелла Маккартни совместно с Adidas. Нашу униформу для олимпийских атлетов из России разработала компания Zasport.
В то время как другие страны были озабочены тем, чтобы костюмы для Олимпиады в Бразилии защищали спортсменов от укусов комаров и как следствие – опасного вируса Зика, российские дизайнеры от Bosco «подчеркивали женственность»: для девушек-атлеток были пошиты именно платья, открывающие ноги.
Разумеется, наряд никак не спасал от палящего солнца и укусов насекомых. К счастью, в этом году форма атлетов из России минималистична и комфортна.
Другие страны начали серьезнее относиться к тому, сколько тела будет открыто, еще с 2008 года — игр в Пекине. Уже тогда сборные многих стран отказались от ультракоротких шорт и юбок для своих атлеток.
Соревнования
В 2016 на канале Fox News произошло бурное обсуждение — должны ли женщины-спортсменки носить макияж во время соревнований.
Стороны пришли к простому заключению: оба пола должны соблюдать один и тот же стандарт, не проявлять своей ориентации и не подчеркивать внешность, отвлекая от реальных успехов в спорте.
За последние 5 лет дискуссий о том, что некоторые страны не могут участвовать в определенных соревнованиях из-за дресс-кода, стало много.
Например, в плавании только с 2017 года начинают разрешать купальники-буркини, и то не на все мероприятия. Есть нюанс: такой запрет не являлся гендерным, просто по правилам форма игроков не должна выражать какие-либо политические, религиозные или личные заявления.
Прогресс идет по всем направлениям: в 2012 Международная федерация волейбола изменила дресс-код для пляжного волейбола. По старым правилам девушки были обязаны выступать исключительно в бикини или купальнике, теперь же допустим вариант с майками и шортами.
Активисткам удалось доказать, что требования старого дресс-кода – это не что иное, как акцентирование на теле спортсменок, а не на комфорте, повышающем эффективность игры.
Недопонимание
Что интересно, не всегда сами девушки ощущают необходимость в уравнении правил. В Феврале 2018 24-летнюю гольфистку Пейдж Спиранак русскоязычные СМИ окрестили «самой сексуальной гольфисткой». Статьи о ней выходили под заголовком: «Я слишком красива, поэтому другие игроки не воспринимают меня всерьез».
– Пейдж Спиранак.
Но проблема заключается в том, что сама спортсменка нарушила уже достаточно адекватный дресс-код: в гольфе запрещено носить майки, футболки и женские топы, и уж тем более неприемлемо находиться на поле в купальных костюмах.
Гольфистки имеют право дополнять свой наряд специальной юбкой, но только в сочетании с рубашками поло, закрывающими плечи.
Спортивные магазины поддерживают тенденцию, в чем можно убедиться, заглянув даже на сайт Nike.
Пейдж игнорировала рекомендации и своей наготой отвлекала внимание от собственного профессионализма. Все кажется довольно логичным: когда ты нарушаешь установленные правила без особой на то причины, люди действительно не отнесутся к этому с уважением.
Восприятие купальников
При этом, несмотря на стремление к равенству в спортивной форме, не стоит демонизировать саму форму женской одежды. Отличный пример показал престижный журнал Sports Illustrated, который ежегодно делает выпуск о купальниках и красивых девушках, а в 2018 поддержал движение #MeToo.
Редакция журнала решила, что пришло время сделать героинь номера полноправными участницами проекта, а не просто «сексуальными объектами». Женщины снялись полностью обнаженными, но их тела покрывают надписи — отдельные слова-слоганы. Команда издания предложила моделям самим выбрать слова, которые отражают их личность и взгляды. Например, Лоули выбрала слова «мать», «воспитательница», «человек», «возлюбленная» и «творческая».
Редакция признает, что подобные съемки — это по-прежнему сексуальные фото, но утверждает, что сексуальность — это неотъемлемая часть нашей жизни:
– Эм Джи Дей, редактор Sports Illustrated.