Доктор психологии Дональд Лэрд из Нью-Йорка стал первым, кто заинтересовался этим феноменом. Он опубликовал результаты исследований взаимодействия запахов и памяти в своем труде «Что вы можете сделать при помощи носа». Как выяснилось по результатам опроса, более 90% женщин и 79% мужчин связывали нахлынувшие воспоминания с запахами. При этом большинство опрошенных отмечали, что испытывали достаточно сильные эмоции по сравнению с воспоминаниями без «обонятельного эффекта».
До сих пор ученые спорят, почему мы ностальгируем, почувствовав определенный аромат. Этому существует несколько научных объяснений.
Запахи пробуждают в нас воспоминания из-за того, как мозг обрабатывает обонятельные сигналы
По словам Памелы Далтон, исследователя из Центра химических чувств в Филадельфии, запахи пробуждают в нас воспоминания из-за того, как мозг обрабатывает обонятельные сигналы. Запахи обрабатываются немного иначе, чем другие сенсорные системы. Они идут непосредственно в первичную обонятельную кору, минуя таламус — область мозга, помогающую обрабатывать подступающую информацию.
Далтон объясняет:
В своей дипломной работе, Далтон просила людей изучать лица незнакомцев в присутствии разных запахов. Результат показал, что в последующих тестированиях участники эксперимента лучше распознавали лица с тем же запахом, который присутствовал, когда они впервые их увидели.
Также эта взаимосвязь работы мозга и обоняния объясняет, почему одни ароматы нам нравятся, а другие нет. Например, цветочный парфюм может быть связан с негативными переживаниями. Поэтому мы предпочитаем другие ароматы — свежие, древесные или восточные.
Мы ностальгируем от запахов из-за структуры мозга
Кристина Зелано, доктор философии, говорит:
Доктор Зелано и группа исследователей старались лучше понять взаимосвязь обоняния и воспоминаний. Они выяснили, что эта способность возникает из-за связи между обонятельной системой и гиппокампом в головном мозге. Как часть лимбической системы, он отвечает за память, удовольствие, боль и другие чувства. Гиппокамп играет решающую роль в нашей способности формировать новые воспоминания и действует как «временное хранилище и командный центр» для их организации. Поэтому, когда мы впервые чувствуем запах чего-либо, наш мозг сразу же связывает этот запах с моментом, событием или человеком.
За воспоминания из-за запахов ответственна ассоциативная память
Исследование 2010 года, опубликованное в The American Journal of Psychology, показало, что воспоминания, связанные с запахами, не обязательно были более точными, но имели тенденцию быть более насыщенными и «живыми».
Тереза Л. Уайт, профессор и заведующий кафедрой психологии в колледже Нью-Йорка, объясняет, что причиной запоминания запаха и последующей ностальгии является взаимосвязь обоняния и ассоциативной памяти.
Обычно самые запоминающиеся запахи возникают нечасто, поэтому, когда они ощущаются, они имеют определенную ассоциацию. Доктор Далтон, исследователь из США, полагает, что частой причиной воспоминаний являются запахи, которые мы узнали в детстве и более молодом возрасте. Но поскольку опыт каждого человека настолько своеобразен и индивидуален, наши триггеры обоняния могут сильно различаться.
Обоняние лучше связано с эпизодическими воспоминаниями о конкретных событиях от первого лица. Например, когда мы чувствуем запах домашнего печенья, мы можем мысленно перенестись в гости к бабушке. А специфический запах мишуры и старых новогодних шаров заставляет нас вспоминать новогодние события из детства — как мы наряжали елку, получали подарки, рассказывали стихи Деду Морозу на утреннике. При этом, мы чаще непосредственно вовлечены в действия, связанные с событиями, и реже — смотрим на них со стороны.
Приведем еще один пример: представь, что ты всегда расслабляешься в горячей пенной ванне с ароматом лаванды в конце дня. Со временем у тебя возникнет ассоциация запаха лаванды с чувством релаксации и отдыха. Это означает, что в будущем, когда ты почувствуешь запах лаванды и не примешь ванну, у тебя все равно может быть ощущение расслабления и отдыха. Это часто используется в ароматерапии — о ней ты можешь узнать в этом материале.
Тереза Л. Уайт отмечает еще один интересный факт:
Так что запахи хоть и стимулируют воспоминания, сделать этот процесс намеренным вряд ли получится.
Читать по теме:Парфюмерный этикет: учимся выбирать, наносить и хранить ароматы