Нынешняя ситуация на российском рынке очень интересна: примерно 2/3 всех покупательских решений по данным социологических исследований осуществляют женщины, однако в высшем эшелоне власти любой крупной компании едва можно встретить «начальника в юбке». Можно обвинять во всем гендерно несправедливое бизнес-общество. И оно действительно таково, ведь на данный момент не существует ни одной страны в мире, где женщины зарабатывали бы одинаково с мужчинами на аналогичных должностях. Россия и вовсе по показателю уровня заработной платы стоит на 75 месте между Мадагаскаром и Республикой Кыргызстан: женщина в среднем получает лишь 60-64% от мужской заработной платы. Но это далеко не единственный стоп-фактор в деле карьерного продвижения.
Нет поддержки в компаниях
Большинство современных фирм прикрываются тезисом: «У нас нет различий между мужчинами и женщинами», и именно поэтому не организовывают никаких программ поддержки для работающих дам. Лишь 13% крупных компаний, участвовавших в социологических опросах, признают, что у них есть программы, специально разработанные для развития лидерских качеств у представительниц прекрасного пола. При этом больше половины организаций полагают, что проблем с продвижением женщин вверх по карьерной лестнице у них нет. Но что же в действительности?
Женщина всегда сталкивается с трудностями, пытаясь совместить семейную и рабочую жизнь. Появление ребенка — огромное испытание, которое чаще всего заканчивается карьерной стагнацией. Руководители не делают ничего, чтобы поддерживать профессионализм работников, вынужденных взять декретный отпуск, да еще вдобавок и рассматривают его как негативный фактор при принятии решений о повышении сотрудников.
В США широко действует программа поддержки женщин, которая требует наличия хотя бы одного руководителя женского пола в высшем эшелоне власти большинства крупных компаний. Что интересно, по статистике такие компании нисколько не теряют в продуктивности, а иногда и выигрывают, так как дама в чисто мужском коллективе зачастую заставляет мужчин-руководителей собираться и работать более эффективно. В России, к сожалению, ничего похожего на данный момент не существует.
Анна Михаленко успешно работала в небольшой организации на должности старшего помощника руководителя отдела, в то время как существовала еще и должность младшего помощника, с которой она начинала. Семейные обстоятельства вынудили ее взять декретный отпуск, во время которого она не была в курсе дел фирмы, так как руководители не сочли нужным поддерживать ее «в тонусе». Да и, если честно, на это практически не было времени, так как муж Анны работал с утра до вечера и не мог помогать с ребенком. Когда Анна вернулась в рабочий процесс и проработала около месяца, руководитель отдела ушел и на его место поставили младшего помощника в обход Анны, объяснив это тем, что она недостаточно плотно знакома с делами компании, которые на время ее декрета вел младший помощник, исполняющий ее обязанности.
Нет уверенности в себе
Британский профессор Том Шуллер изучает интересный социальный феномен, который называется «принцип Паулы». Согласно этому принципу большинство женщин работают на должностях ниже уровня их профессиональных возможностей. Причина сразу в нескольких факторах, но прежде всего в повышенной осторожности. Мужчины обычно просят повышения, как только чувствуют, что уже точно знают как выполнять около 60-65% новых рабочих обязанностей. Остальное они планируют изучить уже «на месте». У девушек же этот уровень гораздо выше, так как они чувствуют неуверенность в себе и боятся большего давления и увеличенных требований со стороны руководства из-за своего пола. Аналогичный показатель достигает 78-82%. Иными словами, мужчины психологически более настроены на повышение своей должности в силу меньшего социального давления.
Что интересно, на деле уже гораздо больший процент женщин получает высшее образование (не только первое, но и второе) по сравнению с мужчинами, а уровень профессиональной компетентности у них примерно одинаков.
Еще одно следствие принципа Паулы — более низкая зарплатная ожидаемость у женщин, опять же из-за этой неуверенности в собственных силах. HR-специалисты советуют на собеседованиях указывать несколько больший уровень зарплаты, чем тот, на который вы рассчитываете. Если вы искусственно увеличите его в разы, то вашу анкету не будут рассматривать всерьез, а небольшое увеличение руководитель всегда готов обсудить и в случае необходимости объяснить, почему сейчас они не готовы платить такую сумму, и когда она может быть достигнута.
Надежда Шульпина переехала из небольшого города в Санкт-Петербург и пришла устраиваться в IT-компанию, имея за плечами хорошее образование и 2 с половиной года опыта работы. Изучив примерную рыночную зарплату для этой специальности, она назвала на собеседовании желаемый уровень заработной платы, который был на 7% ниже этой цифры. На работу она устроилась, но именно с таким указанным минимальным окладом. В отделе вместе с ней было еще 3 новичка с разным уровнем опыта. Денис также приехал из другого города с 2 годами опыта, но назвал уровень желаемой заработной платы на 10% больше среднерыночного. В итоге его зарплата на аналогичной должности с такими же обязанностями была больше, чем у Надежды, и сравнима со средней по городу.
Социальные стереотипы
Мы всеми силами стараемся бороться с гендерным неравноправием, однако некоторые стереотипы укоренились не только в деловой сфере, но и во всех остальных. Так, например, женщина в семейной сфере воспринимается как хранительница очага, поэтому в общественном сознании бытует мнение, что при выборе между работой и домом девушка всегда выберет дом. Причем такой стереотип закостенел не только в голове у мужчин. 42% женщин уверены в том же самом и прямо признаются, что семья важнее любого карьерного роста, даже если муж зарабатывает меньше жены. Естественно, что руководители не хотят связываться с кандидатами, которые в случае чего не будут держаться за рабочее место.
Другой распространенный предрассудок — что мужчины более логичны и рассудительны, а женщины — эмоциональны и непредсказуемы. Именно поэтому многие руководители отдают предпочтение кандидатам-мужчинам при прочих равных данных. Общий стереотип, что девушки больше тяготеют к гуманитарным, а не точным наукам, легко разрушает статистика: уровень образования женщин в технических и естественно-научных сферах еще 10 лет назад превысил уровень образования мужчин на 12%. Впрочем, как уже сказано выше, женщины в целом более образованы — отсюда и такая внушительная цифра.
Наконец, отдельная категория руководителей пожаловала к нам прямиком из 90-х и так до сих пор и не сменила определенный тон бизнес-общения на нейтральный и корпоративный. Некоторые мужчины закалки того времени считают, что дела решаются за рюмкой водки или стаканчиком пива, в бане или на даче. Разумеется, в этот устаревший антураж делового общения дамы не вписываются. Но это даже и хорошо, потому что такого рода бизнес-этикет должен уже отмереть и исчезнуть с деловых горизонтов.
Елена Платонова пришла устраиваться на работу младшего редактора в деловой журнал сразу после университета. После первичного собеседования осталось 5 кандидатов, между которыми устроили соревнование. Участники выполняли тестовые задания с фиксированным количеством баллов. Елена набрала высшее количество баллов вместе с выпускником другого вуза Антоном, однако никаких дополнительных заданий им не предложили, и на работу взяли его. Елена нашла другое место для старта карьеры и через полгода узнала, что Антон не ужился с руководством и ушел через 2 недели после тестового задания, а на его место взяли выпускника, который набрал на несколько баллов меньше, чем Елена. Елене из кадровой службы той компании даже не перезвонили.
Эта тема всегда актуальна… Особенно тревожит вопрос карьеры красивых девушек. Модельная внешность часто препятствует профессиональному развитию, не берем в счет «палки в колеса» от коллег женского пола, я пишу о странном отношении мужчин. Если родители наградили тебя не только мозгом, вкусом, хорошим образованием, но и привлекательностью — это проблема. Серьезно не воспринимают, боятся доверить сложные задачи, относятся предвзято. Это как минимум неадекватно. Тут либо играть в дурнушку и стараться не выделяться из массы сотрудников (одеждой, в первую очередь), либо быть собой и просто биться за своё дело. Интересно, что об этом думает редакция)