Нынешняя ситуация на российском рынке очень интересна: примерно 2/3 всех покупательских решений по данным социологических исследований осуществляют женщины, однако в высшем эшелоне власти любой крупной компании едва можно встретить «начальника в юбке». Можно обвинять во всем гендерно несправедливое бизнес-общество. И оно действительно таково, ведь на данный момент не существует ни одной страны в мире, где женщины зарабатывали бы одинаково с мужчинами на аналогичных должностях. Россия и вовсе по показателю уровня заработной платы стоит на 75 месте между Мадагаскаром и Республикой Кыргызстан: женщина в среднем получает лишь 60-64% от мужской заработной платы. Но это далеко не единственный стоп-фактор в деле карьерного продвижения.
Нет поддержки в компаниях
Большинство современных фирм прикрываются тезисом: «У нас нет различий между мужчинами и женщинами», и именно поэтому не организовывают никаких программ поддержки для работающих дам. Лишь 13% крупных компаний, участвовавших в социологических опросах, признают, что у них есть программы, специально разработанные для развития лидерских качеств у представительниц прекрасного пола. При этом больше половины организаций полагают, что проблем с продвижением женщин вверх по карьерной лестнице у них нет. Но что же в действительности?
Женщина всегда сталкивается с трудностями, пытаясь совместить семейную и рабочую жизнь. Появление ребенка — огромное испытание, которое чаще всего заканчивается карьерной стагнацией. Руководители не делают ничего, чтобы поддерживать профессионализм работников, вынужденных взять декретный отпуск, да еще вдобавок и рассматривают его как негативный фактор при принятии решений о повышении сотрудников.
В США широко действует программа поддержки женщин, которая требует наличия хотя бы одного руководителя женского пола в высшем эшелоне власти большинства крупных компаний. Что интересно, по статистике такие компании нисколько не теряют в продуктивности, а иногда и выигрывают, так как дама в чисто мужском коллективе зачастую заставляет мужчин-руководителей собираться и работать более эффективно. В России, к сожалению, ничего похожего на данный момент не существует.
История Анны:Анна Михаленко успешно работала в небольшой организации на должности старшего помощника руководителя отдела, в то время как существовала еще и должность младшего помощника, с которой она начинала. Семейные обстоятельства вынудили ее взять декретный отпуск, во время которого она не была в курсе дел фирмы, так как руководители не сочли нужным поддерживать ее «в тонусе». Да и, если честно, на это практически не было времени, так как муж Анны работал с утра до вечера и не мог помогать с ребенком. Когда Анна вернулась в рабочий процесс и проработала около месяца, руководитель отдела ушел и на его место поставили младшего помощника в обход Анны, объяснив это тем, что она недостаточно плотно знакома с делами компании, которые на время ее декрета вел младший помощник, исполняющий ее обязанности.
Нет уверенности в себе
Британский профессор Том Шуллер изучает интересный социальный феномен, который называется «принцип Паулы». Согласно этому принципу большинство женщин работают на должностях ниже уровня их профессиональных возможностей. Причина сразу в нескольких факторах, но прежде всего в повышенной осторожности. Мужчины обычно просят повышения, как только чувствуют, что уже точно знают как выполнять около 60-65% новых рабочих обязанностей. Остальное они планируют изучить уже «на месте». У девушек же этот уровень гораздо выше, так как они чувствуют неуверенность в себе и боятся большего давления и увеличенных требований со стороны руководства из-за своего пола. Аналогичный показатель достигает 78-82%. Иными словами, мужчины психологически более настроены на повышение своей должности в силу меньшего социального давления.
Что интересно, на деле уже гораздо больший процент женщин получает высшее образование (не только первое, но и второе) по сравнению с мужчинами, а уровень профессиональной компетентности у них примерно одинаков.
Еще одно следствие принципа Паулы — более низкая зарплатная ожидаемость у женщин, опять же из-за этой неуверенности в собственных силах. HR-специалисты советуют на собеседованиях указывать несколько больший уровень зарплаты, чем тот, на который вы рассчитываете. Если вы искусственно увеличите его в разы, то вашу анкету не будут рассматривать всерьез, а небольшое увеличение руководитель всегда готов обсудить и в случае необходимости объяснить, почему сейчас они не готовы платить такую сумму, и когда она может быть достигнута.
История Надежды:Надежда Шульпина переехала из небольшого города в Санкт-Петербург и пришла устраиваться в IT-компанию, имея за плечами хорошее образование и 2 с половиной года опыта работы. Изучив примерную рыночную зарплату для этой специальности, она назвала на собеседовании желаемый уровень заработной платы, который был на 7% ниже этой цифры. На работу она устроилась, но именно с таким указанным минимальным окладом. В отделе вместе с ней было еще 3 новичка с разным уровнем опыта. Денис также приехал из другого города с 2 годами опыта, но назвал уровень желаемой заработной платы на 10% больше среднерыночного. В итоге его зарплата на аналогичной должности с такими же обязанностями была больше, чем у Надежды, и сравнима со средней по городу.
Социальные стереотипы
Мы всеми силами стараемся бороться с гендерным неравноправием, однако некоторые стереотипы укоренились не только в деловой сфере, но и во всех остальных. Так, например, женщина в семейной сфере воспринимается как хранительница очага, поэтому в общественном сознании бытует мнение, что при выборе между работой и домом девушка всегда выберет дом. Причем такой стереотип закостенел не только в голове у мужчин. 42% женщин уверены в том же самом и прямо признаются, что семья важнее любого карьерного роста, даже если муж зарабатывает меньше жены. Естественно, что руководители не хотят связываться с кандидатами, которые в случае чего не будут держаться за рабочее место.
Другой распространенный предрассудок — что мужчины более логичны и рассудительны, а женщины — эмоциональны и непредсказуемы. Именно поэтому многие руководители отдают предпочтение кандидатам-мужчинам при прочих равных данных. Общий стереотип, что девушки больше тяготеют к гуманитарным, а не точным наукам, легко разрушает статистика: уровень образования женщин в технических и естественно-научных сферах еще 10 лет назад превысил уровень образования мужчин на 12%. Впрочем, как уже сказано выше, женщины в целом более образованы — отсюда и такая внушительная цифра.
Наконец, отдельная категория руководителей пожаловала к нам прямиком из 90-х и так до сих пор и не сменила определенный тон бизнес-общения на нейтральный и корпоративный. Некоторые мужчины закалки того времени считают, что дела решаются за рюмкой водки или стаканчиком пива, в бане или на даче. Разумеется, в этот устаревший антураж делового общения дамы не вписываются. Но это даже и хорошо, потому что такого рода бизнес-этикет должен уже отмереть и исчезнуть с деловых горизонтов.
История Елены:Елена Платонова пришла устраиваться на работу младшего редактора в деловой журнал сразу после университета. После первичного собеседования осталось 5 кандидатов, между которыми устроили соревнование. Участники выполняли тестовые задания с фиксированным количеством баллов. Елена набрала высшее количество баллов вместе с выпускником другого вуза Антоном, однако никаких дополнительных заданий им не предложили, и на работу взяли его. Елена нашла другое место для старта карьеры и через полгода узнала, что Антон не ужился с руководством и ушел через 2 недели после тестового задания, а на его место взяли выпускника, который набрал на несколько баллов меньше, чем Елена. Елене из кадровой службы той компании даже не перезвонили.