Что такое расовый фетишизм
Расовый фетишизм – это гиперсексуализация определенных этнических групп. Как и любой другой вид дискриминации, он держится на стереотипах в отношении конкретной расы.
По мнению английского ученого Хоми К. Бхабхи, который занимается постколониальными исследованиями, в основе расового фетишизма лежит противоречивая система верований, где «другой» одновременно демонизируется и боготворится. Это отличает расовый фетишизм от других видов дискриминации, в которых человек другой расы, как правило, воспринимается только в негативном ключе.
Расовый фетишизм может принимать различные формы и распространяться на разные расы. Хотя о расовом фетишизме в нашем обществе говорят не так уж много, его примеры хорошо знакомы и узнаваемы даже для тех, кто не подвергался сексуализации по расовому признаку.
Покорные азиатки
Один из самых распространенных расовых фетишей – азиатский. Он основан на мужском стремлении к доминированию и культурном стереотипе об азиатских женщинах как о покорных, скромных, раболепных и сексуально внушаемых.
Для обозначения азиатского фетиша используют несколько жаргонных выражений. Например, про человека, имеющего пристрастие к людям азиатского происхождения, могут сказать «он болен желтой лихорадкой» или назвать его «любитель риса», «охотник за рисом».
У американской рок-группы Bloodhound Gang есть песня «Желтая лихорадка» о любви к азиатской девушке, в которой есть такие строки: «Она — восточный ковер, потому что я кладу ее там, где мне нравится». Это лишь один из многочисленных примеров подкрепления азиатского фетиша.
В жизни расовая фетишизация порой приводит к неприятным и даже трагичным последствиям. В Америке 1970-х годов во время расцвета феминистского движения мужчины активно заказывали в брачных агентствах невест из Азии, так как видели в них подчиненного и лояльного партнера.
Женщины азиатского происхождения часто подвергаются домогательствам. Так, в начале 2000-х в Вашингтоне двое мужчин Дэвид Дейли и Эдмунд Болл похитили двух японских девушек. Они выбрали их потому, что посчитали азиаток более покорными и неспособными потом заявить о сексуальном насилии.
Доминирующие белые женщины
В китайских медиа тоже нашлось место расовому фетишизму, только уже в отношении белых женщин. Исследователь Перри Йоханссон, изучивший рекламу 1990-1995 годов, предназначенную для китайской аудитории, нашел в ней сексуализацию женщин европейской внешности.
Как заметил Йоханссон, китайские модели в рекламе демонстрируют скромность, подчиненность, которые проявляются в наклоне головы или взгляде, направленном не прямо в камеру. Европейские женщины, напротив, демонстрируют силу и сексуальность: держат голову высоко, смеются с открытым ртом, смотрят прямо.
Гиперсексуальные чернокожие
Фетишизация темнокожих женщин идет еще с колониальной эпохи, когда белые мужчины-рабовладельцы насиловали рабынь и считали их своей собственностью.
Примером расового фетишизма в колониальные времена стала история Саарти Бартман – женщины из африканского народа, которую захватили в рабство в начале 19 века, а затем демонстрировали горожанам в Лондоне и Париже. Внимание зевак привлекали непривычно крупные ягодицы женщины.
После смерти Саарти ее половые органы в заспиртованном виде выставляли в парижском Музее человека, а останки женщины показывали на лекциях по антропологии в качестве «доказательства» того, насколько афроамериканцы близки к человекообразным обезьянам.
Темнокожих женщин часто изображали на картинах как сексуальные объекты. Выдающиеся формы, ярко выраженные половые органы, отсутствие одежды, характерное для африканских культур, воспринимались западным человеком как сексуальный призыв, хотя по сути им не являлись. Именно отсюда сложился миф о том, что темнокожие женщины и мужчины всегда готовы к сексу.
Ярким примером расового фетишизма является секс-туризм, до сих пор распространенный в латиноамериканских и азиатских странах.
Предпочтения или дискриминация
Новой площадкой для расового фетишизма стали приложения для знакомств. В них люди афроамериканского, азиатского происхождения или из других этнических групп получают сообщения, в которых сексуализируется их раса или проявляется микроагрессия, замаскированная под комплименты.
При этом, по словам Джесси Г. Тафт, соавтора исследования о предвзятости в приложениях для знакомств 2018 года, расовый фетишизм часто маскируется под предпочтения. Романтическая сфера — одна из немногих, где люди чувствуют себя вправе сказать: «Ты привлекаешь или не привлекаешь меня из-за своей расы». Они даже не осознают, что лежит в основе их предпочтений, а в случае с расовым фетишизмом это определенные культурные стереотипы. Люди просто ищут «экзотику» и не тратят время на объяснение причин или анализ этичности своих действий.
Для объектов расовой фетишизации быть чьим-то предпочтением далеко не преимущество. У многих женщин это формирует недоверие к потенциальным партнерам, так как до конца неясно, их привлекает твоя личность или твой цвет кожи.
Ваше существование рассматривается как тривиальный, но заманчивый приз или, что еще хуже, что-то, что нужно спасти или завоевать
— говорит автор книги «Фетишизация для чайников» кубинско-мексиканская художница Иванна К. Родригес-Рохас в интервью Bustle.
В итоге жертва расовой фетишизации подвергается серьезному давлению. Она чувствует свою заменяемость из-за того, что мужчину привлекает ее внешние характеристики, а не индивидуальность. Кроме того, из-за культурных стереотипов от нее ждут определенного поведения, которому далеко не все желают соответствовать.