Чтобы ты не попала в список самых невостребованных работников, Heroine встретился с директором Московской школы продвинутых коммуникаций (MACS) Надеждой Маковой и расскажет о профессиях, за которыми стоит будущее.
Как вы думаете, за какими профессиями будущее? Почему?
Мир меняется, и вместе с ним меняются запросы индустрии. Появляются новые ниши, рутина автоматизируется. Динамика изменений вытесняет само понятие «профессия»: все меньше шансов отучиться в университете и работать по специальности до пенсии. На смену профессиям приходит набор навыков и компетенций — skill set. Откройте 10 вакансий «бренд-менеджер», удивитесь, насколько разнится описание. Шаблоны и рамки уходят. Каждый ищет специалистов с набором навыков, необходимых именно в этом проекте или этой компании.
Важно развивать не только профессиональные навыки (hard skills), но и гибкие навыки (soft skills): креативное мышление, коммуникабельность, трендвотчинг, адаптивность к изменениям, командную работу. Soft skills формируют добавленную ценность специалиста. Они обязательны к развитию каждого человека, который хочет добиться успеха.
Чем ваша Школа MACS отличается от многочисленных мастер-классов и курсов?
Школа MACS — это не мастер-класс и не коучинг, а образовательный проект и сообщество продвинутых коммуникаторов. Мы даем максимально практичное, не растянутое во времени, при этом фундаментальное образование. В отличие от большинства образовательных проектов, для нас качество обучения, практичность, применимость получаемых навыков и погружение студента в индустрию — приоритетные задачи.
В MACS не преподают теоретики и говорящие головы. Преподаватели MACS — практики, которые днем решают насущные вопросы бизнеса, а вечером разбирают со студентами эти вопросы как свежие кейсы и дискутируют по поводу новостей. Промежуточные и экзаменационные проекты — это работа над брифами крупнейших компаний страны и защита, питчинг непосредственно перед клиентом.
Мы помешаны на качестве программ. Горжусь, что в команде MACS сильные эксперты по проектированию программ. Они держат руку на пульсе, анализируют обратную связь, улучшают процесс обучения и инициируют постоянное обновление самих программ. Индустрия коммуникаций — одна из самых перспективных, при этом быстро меняющаяся, поэтому сохранять актуальность сложно, но мы не идем на компромисс. Наша цель — чтобы каждый выпускник MACS стал востребованным и продвинутым специалистом нового формата. Наша миссия — задать стандарт образования в коммуникациях.
Как появилась Школа коммуникаций MACS?
Я 12 лет в индустрии коммуникаций. Начала с корпоративных коммуникаций в крупной международной компании, потом основала собственный проект для развития событийной индустрии, сотрудничала с европейской индустрией, издавала профессиональный журнал, который распространялся в 13 странах.
По очень счастливой случайности на одном из моих проектов мы познакомились с совладельцами компании Universal University, которая объединяет Британскую Высшую Школу Дизайна, Scream School и ещё 4 образовательных проекта. Они предложили реализовать мою идею школы на платформе UU. Так в семье UU появилась школа MACS, а у меня — вдохновляющие и надежные партнеры.
Актуальна ли ваша школа для людей с высшим образованием? А для абитуриентов?
Выпускникам коммуникационных специальностей в школе MACS показывают, какие инструменты и практики действительно работают. Пока на факультете связей с общественностью ведущих ВУЗов страны студенты изучают основы распространения информации через радио, индустрия меняется. Большой риск эти изменения игнорировать.
Для выпускников других специальностей MACS — это трамплин в перспективную индустрию, возможность за 9 месяцев освоить практическую и востребованную специальность, которую точно не заменят роботы, обрасти полезными контактами и изменить свою жизнь.
В школе есть программы, которые подойдут для тех, кто еще не определился с началом пути — например, digital-маркетинг.
Обычно университетское образование — это 100% теории и 0% практики. Следует ли MACS этому завету? Как происходит оттачивание практических навыков?
Этот завет давно устарел, индустрии не нужны теоретики. Особенно индустрии коммуникаций. Здесь нужны практики с кросс-экспертизами, и это выпускники MACS.
Студенты работают над реальными клиентскими брифами — разрабатывают PR-кампании, готовят проекты мероприятий, формируют EVP для компании. Получают портфолио концепций проектов, разработанных для крупных брендов, среди которых Mail.ru Group, Газпромбанк, Вымпелком, ВТБ, OZON, Cadillac, Ahmad, Ростех.
Выпускник школы MACS точно не услышит от работодателя: «Забудь все, чему тебя учили. Сейчас начнется практика». Он уже делал все, что ему предстоит делать на работе, и работодателя своего или бизнес-партнера с высокой долей вероятности встретил тоже в MACS.
Может ли человек самостоятельно обучиться дисциплинам, которые формируют ваши программы?
Любая информация доступна и открыта. В России 39 тысяч библиотек, но как-то ажиотажа в них не наблюдается. Сотни ВУЗов выкладывают в открытый доступ онлайн-лекции, проводят вебинары, но просмотры не впечатляют. Фактуру и данные можно почерпнуть из альтернативных и бесплатных источников, но что с ними делать дальше?
Я верю в самообразование, но как дополнительный инструмент, а не основу. Учёба по книжке или по Youtube-блогам и оффлайн-образование — несравнимые вещи. В MACS вы не только получаете знания и инструменты от практиков индустрии, делитесь сомнениями прямо в аудитории и вырабатываете навыки по структуре, спроектированной профессионалами. Главное во время оффлайн-обучения — развитие soft skills и прокачка навыков коммуникации на каждом занятии.
Помогут ли полученные в MACS знания зарабатывать больше?
Конечно. В этом и есть смысл приходить к нам учиться. Повысить в том числе свою ценность на рынке труда.
Школа находится в тесном контакте с индустрией, постоянно отслеживает тренды, оперативно внедряет их в программу и учит студентов навыкам завтрашнего дня.
В результате собственного исследования, мы выделили 5 компетенций, освоение которых позволит зарабатывать больше не через два года, а сейчас: стратегическое планирование, эффективная работа с digital-инструментами, креативность, коммуникативные навыки и работа с репутацией. Эти компетенции мы прокачиваем у студентов. Плюс социальный капитал, о котором уже упоминала неоднократно, подспорье для карьерной эволюции и повышения дохода.
Если приводить в статистику в цифрах, какой процент выпускников начинает работать по новой профессии? Каких выпускники добились успехов?
Студенты благодаря Школе попадают на стажировки или получают предложения по работе от преподавателей или представителей компаний, которые вели проектные работы. 100% студентов MACS, которые были заинтересованы в стажировке, прошли ее во время обучения. 95% студентов, которые находились в поиске работы, были трудоустроены уже во время обучения. Нескольким студентам мы в данный момент помогаем в рассмотрении вакансий.
Студенты MACS уже стали сотрудниками банка ВТБ, компаний OZON, event-агентств MarketEmotion, Redday, MaxMedium Group, коммуникационного агентства Louder, креативного digital-агентства Possible и других компаний коммуникационной отрасли. Наши студенты сотрудничают с фестивалем Ростех, Усадьбой Jazz, проектом Meet for Charity, компаниями BMW и Вымпелком.
А как же мастер ноготочков?)