Стиль

Словно ферзь на шахматном поле: о чем говорят наряды героини «Хода королевы»

0
Сериал «Ход королевы», выпущенный Netflix в октябре 2020 года, поражает не только мастерски выстроенным сюжетом — шутка ли, здесь за шахматными партиями наблюдаешь, словно за первоклассной игропрестольной баталией. Особого внимания заслуживают персонажи, сыгранные Аней Тейлор-Джой и Томасом Сэнгстером: Бет Хармон и Бенни Уоттс в их исполнении настолько ярко воплощают вечных аутсайдеров, искренне преданных своему делу, что порой обнаруживаешь их погрязшими где-то в далеком от простых людей мире. Не в последнюю очередь шоураннеры достигли такого эффекта благодаря грамотно проработанному стилю героев. К слову, костюмы Элизабет ты можешь изучить подробней в виртуальной выставке Бруклинского музея.

Сериальная Хармон — девушка, явно любящая красивую одежду. В одном из эпизодов репортеры даже интересуются, не слишком ли она гламурна для игры в шахматы, да еще и в мужской лиге. Однако надо понимать: ее костюмы — элемент, который подчеркивает ее отчужденность от соседей, одноклассников, некоторых коллег. Рассказываем, как создавались образы для Бет, и разбираемся, о чем же еще они говорят. Предупреждаем: возможны спойлеры.

Кто занимался образами героев

Наряды созданы художницей по костюмам Габриэль Биндер, она же в свое время разработала образы для персонажей «Цветка пустыни», «Ларго Винча – 2», «В стране крови и меда» и других лент. Своей задачей при проектировании нарядов для сериала «Ход королевы» Биндер назвала показ уникального мира шахматистов сквозь призму из образов.

Моя роль всегда заключается в том, чтобы вернуть зрителя к общему повествованию с помощью одежды героев. Естественно, что для этого важен характер сценария и мое отношение к нему. Я сразу же влюбилась в него, лишь увидев первые страницы. В костюмах персонажей — все мое вдохновение.

— признается художница в беседе с Vogue.

Каждое платье Бет отражает ее мысли и эмоции по поводу предстоящего поединка, а также чествуют дело всей ее жизни — шахматы. То же можно сказать об одном из самых ярких мужчин в местном сообществе — Уоттсе. Впрочем, обо всем по порядку.

Костюмы Хармон как внутренняя эволюция личности

Задача для Биндер отчасти упрощалась тем, что главная актриса, по заверениям художницы, — хрупка и изящна. Любой наряд будет смотреться на ней, словно произведение искусства.

Аня Тейлор-Джой обладает невероятным шармом. Поэтому я решила оттенить ее особенности более-менее простыми платьями, сделанными по фигуре. Не скажу, что они сухи и скучны, напротив! Они стильные, но не настолько модные, чтобы зритель обращал внимание исключительно на костюмы. Аня придала им особое изящество, благодаря чему каждый образ вышел великолепным.

— подчеркивает Биндер.

Посмотрим, как же менялись взгляды бывшей воспитанницы христианского приюта на стиль.

Детское платье и разрыв с прошлым

В интернат Бет попадает сразу после аварии, будучи одетой в скромное платье из выцветшей льняной ткани зеленого цвета. На груди красуется яркая вышивка с ее именем — последнее, что осталось от матери девочки: эта деталь показывает, что на момент приезда Хармон все еще связана с родительницей. Примечательно, что директриса приюта тут же распоряжается его сжечь.

Первый костюм от приемной мамы и отсталость

Отчужденность Бет в сериале «Ход королевы» заметна в тот самый миг, когда девушка попадает в дом Альмы —болезненной женщины, покинутой мужем. Приемная мать небогата, да еще и тратит уйму денег на выпивку, поэтому первые наряды, символизирующие свободу Хармон от приюта, покупаются на распродаже в не самом популярном магазине.

Ben Snyder? Я сразу тебя узнала по этим обноскам, Бет.

— говорит сериальная одноклассница и первая красавица школы.

Биндер отмечает, что она желала подчеркнуть таким образом не только бедствующее положение новой семьи героини, но и ее общую отчужденность от внешнего мира: Хармон в темных платьях разительно отличается от других девушек, раскрашенных, словно фарфоровые куклы. Все, что ей пока остается — восхищаться манекенами в стильных костюмах и надеяться, что когда-то бывшая сирота сможет выглядеть не хуже.

Мы хотели, чтобы Бет 50–60-х одевалась иначе, не так, как другие сверстники. В школе она обнаруживает, что одноклассницы отличаются от нее настолько, что Хармон попросту не впишется в их мир. Молодая девушка ищет пример для подражания, не находит его и потому обращает особое внимание на платье, в которое облачен магазинный манекен.

— говорит Биндер.

Дань шахматам

Позже, когда Хармон одерживает первые победы на турнирах и получает возможность подбирать относительно хорошую одежду, девушка останавливается на всем, что так или иначе перекликается с миром шахмат.

Я намеренно выбираю принты с клетками и таким образом отражаю, что происходит в голове персонажа. Я подумала, что такие узоры понравятся Бет — она бы наверняка интуитивно выбрала то платье, которое ассоциируется у нее с шахматами. Кроме того, контраст, который достигается при помощи клетки, отражает характер девушки — она же всегда стремится к победе. О таком складе ума точно не скажешь, взглянув на человека, одетого с головы до ног в костюмы с цветочными мотивами.

— дает свой комментарий художница.

В дальнейшем, уже оказавшись в Париже, Бет отправляется на шоппинг, покупая наряды от Pierre Cardin. Об этом она не говорит напрямую, однако решающие партии Хармон играет в разлинованном бежевом платье-футляре и наряде из крепа. На последнее можно смотреть вечно — так красиво оно развевается, когда Бет, опаздывая, бежит по коридорам навстречу противнику.

Читать по теме:КультураЧто нужно знать о мини-сериале «Ход королевы» с Аней Тейлор-Джой

Особый путь и отклонение от него

На этом Биндер не прекращает представлять отчужденность Бет от окружающих: для этого Габриэль вдохновляется образами актрис Джин Сиберг и Эди Седжвик.

Она же тоже оказалась аутсайдером — европейкой в мире американок. То же можно сказать и о Седжвик: она не боялась идти своим путем, что и отражалось в костюмах. Поэтому по мере взросления Хармон чаще отдает предпочтение силуэтам, характерным для бренда BiBA.

Любопытно, что в одном из эпизодов Бет примеряет на себя стиль, характерный для Factory Girl — с мини-юбками, беретами, широкой подводкой и ресницами в духе Твигги: она потеряна, ее мозг затуманен алкоголем и нейролептиками, и сама Хармон, оставшаяся в одиночестве, не желает ничего, кроме пары-тройки бутылок спиртного. Трагичные обстоятельства нашли свое отражение в образах.

Влияние контркультуры

Общаясь с Уоттсом, Бет чаще отдает предпочтение брюкам, джинсам, водолазкам с вырезом под горло, темным очкам на пол-лица — похожими образами выделялись битники 60-х. Символично, что сам Бенни то и дело облачается в темные джинсы и кожаный плащ, дополняя их ковбойской шляпой и ремнем, на котором всегда закреплен нож.

На деле стиль Бенни — не просто чудачество, а дань уважения «Фабрике» Энди Уорхола.

Мне казалось, что он бы идеально вписался в местную тусовку, стал бы частью музыкальной или художественной компании, например. Этим он так сильно отличается от остальных игроков: Уоттс не очередной «шахматный фанатик». Он тоже аутсайдер, но по-своему. По-моему, Бенни и Бет смотрелись, как отличная пара.

— говорит Биндер.

Белая королева

Если в США, Мексике и Франции мы видели юное дарование, которое пытается постичь природу внутреннего одиночества, найти баланс и обрести определенный статус, то в СССР Бет Хармон прибывает, словно настоящая примадонна: каждый наряд буквально кричит о том, насколько девушка гордится возможностью сыграть с шахматистами высшего эшелона.

Один из первых ансамблей, в которых предстает героиня — маленькое черное платье, на которое накинуто клетчатое пальто: исследователи Бруклинского музея называют его «Костюмом гордости». Он в меру нежен и строг, как и Хармон, а клетчатый узор вновь отсылает нас к делу всей жизни — игре на шахматном поле.

Бет уже получила признание как международная звезда: она, как никогда, уверена в себе и своих силах, что и отмечается в образе.

— подчеркивают организаторы виртуальной выставки.

Затем — бархатное платье с характерным для BiBA силуэтом. Спереди наряд декорирован бантом, сзади — кокеткой на плечах. Важная деталь: бархат — королевская ткань, и в тот самый день Хармон сражается против шахматиста Лученко, чьими партиями девушка восхищалась с самого детства. Она счастлива видеть перед собой кумира, что и отражено в образе.

Эндшпиль: конец всего. Бет встречается с давним противником, дважды давшим ей отпор — Василием Борговым, великим гроссмейстером. Бет не соглашается на ничью (которую шахматист никогда никому не предлагал!), ее задача — уехать с титулом чемпионки. Кстати, платье для этого эпизода так сильно напоминает наряд, в котором героиня девочкой прибыла в приют: те же воротник и бледно-зеленый оттенок.

Таким образом мы хотели передать всю суть мига, когда Бет как бы «возвращается домой». Здесь использован тот же цвет и силуэт, что и в платье из детства — девушка наконец чувствует единение с матерью и понимает, что может рассчитывать на ее поддержку, где бы та ни была. Здесь и сейчас она не боится человека, которого страшилась сильнее всего. Вначале платье превращает Бет в обманчиво хрупкую шахматистку, но, в конце концов, становится символом силы.

— рассказывает Биндер.

Для триумфального возвращения на родину Бет выбрала образ, напоминающий фигуру ферзя: она одета в белый кашемировый ансамбль, состоящий из берета, пальто и брюк.  Дополняют его черная водолазка и лаковые белоснежные ботинки. Идея Биндер, лично спроектировавшей костюм, состояла в том, чтобы показать: весь мир — шахматная доска, а Хармон на ней — белая королева.

Читать по теме:СтильКак создавались костюмы для «Миссис Америка» и что они олицетворяют