Образ жизни

Я тебя прекрасно понимаю: 6 способов быть активным слушателем

0
Чтобы избежать конфликта, быть хорошим другом или партнером, создать доверительные отношения с ребенком, часто достаточно просто выслушать человека. Проблема в том, что мало кто умеет делать это правильно. Рассказываем, как быть эмпатичным слушателем, и почему этот навык способен изменить твою жизнь.

Что такое активное слушание и почему им стоит овладеть

Активное или эмпатичное слушание — это метод ведения диалога, который помогает лучше понимать эмоциональное состояние и мысли собеседника. Его применяют в психотерапии и социально-психологических тренингах, хотя такой навык полезен каждому из нас и в обычной жизни.

Мы часто играем роль психолога для своих друзей и родных: они приходят за советом, хотя в 90 % случаев им важнее иметь возможность высказаться и быть услышанными. Приемы эмпатического слушания помогут оказать необходимую психологическую поддержку и научат правильно реагировать на слова других людей. Особенно они будут полезны тем, кто не знает, как себя вести, когда близкий человек жалуется на жизнь.

Активное слушание в некоторых ситуациях поможет предотвратить конфликт или хотя бы быстро разрешить его. Большинство ссор возникают из-за того, что их участники чувствуют себя не понятыми. Для сглаживания конфликта важно показать, что ты понимаешь эмоции и мысли собеседника, даже если не разделяешь их.

Навыки активного слушания очень пригождаются в общении с детьми. Взрослые часто слушают детей «фоном», отвлекаясь на другие дела, из-за чего те чувствуют себя ненужными. Проявляя эмпатию в общении с ребенком, родитель дарит ему чувство безопасности и собственной значимости.

Еще одна сфера, в которой порой не обойтись без активного слушания — профессиональная. Например, врачей учат, что пациент сам скажет диагноз, просто достаточно его слушать, но далеко не все медики умеют это делать. Эмпатическое слушание поможет эффективнее решать задачи и лучше понимать своих руководителей, коллег, клиентов во всех отраслях, связанных с взаимодействием людей.

Далее расскажем, как практиковать активное слушание.

Читать по теме:Образ жизни7 фраз, которые нельзя произносить во время конфликта

1. Выражай интерес

Для начала, дай человеку высказаться, и, пока он говорит, показывай, что тебе интересно и ты вовлечена в беседу. Делать это можно вербально: поддакивать, давать короткие эмоциональные реакции.

Невербальные способы тоже важны, поэтому поддерживай зрительный контакт, старайся не отвлекаться на телефон и другие посторонние предметы. Если это уместно, можешь взять собеседника за руку, погладить по плечу.

Не придумывай в голове аргументы или свою реакцию на слова человека в то время, пока он говорит, ведь на этом твое активное слушание закончится. Старайся сначала узнать всю историю, а уже потом как-то высказываться по ней или давать советы, если это необходимо.

2. Уточняй

По ходу повествования задавай собеседнику короткие уточняющие вопросы. Они помогут не додумывать за человека и лучше его понять. Кроме того, часто роль слушателя в том, чтобы обратить внимание собеседника на причину его эмоций и реакций.

3. Отражай


Еще один важный прием активного слушания — отражение. Это когда ты повторяешь то, что сказал собеседник, только перефразируешь это и сокращаешь. К примеру, говоришь «итак, вся эта ситуация тебя расстроила, потому что ты ожидала от нее другого». Это обязательно должны быть не твои оценки и домыслы, а то, что уже выразил собеседник, просто другими словами.

4. Развивай мысль собеседника

С этим приемом стоит быть осторожней, но иногда он тоже бывает полезен. Он заключается в том, чтобы подхватить и продолжить мысль собеседника. При этом ты не должна его перебивать, лучше дождаться естественной паузы или момента, когда человек пытается подобрать слова. Кроме того, всегда есть риск, что ты не попадешь в мысль собеседника.

5. Говори о своих чувствах по отношению к сказанному


Когда собеседник высказался, ты можешь поддержать его, выразив свои чувства: «Я очень сочувствую тебе», «Мне грустно это слышать», «Я бы на твоем месте чувствовала то же самое». Главное, быть в этом краткой и не уводить фокус диалога на себя.

6. Старайся не быть формальной

Все эти приемы активного слушания полезны, но они не должны превращаться в формальность. Чрезмерные уточнения, перефразирование и договаривание невпопад, одинаковые, как под копирку, выражения будут только раздражать собеседника и дадут ощущение, что им манипулируют. Чтобы этого не случилось, ты должна искренне заинтересоваться тем, о чем говорит человек, и захотеть его понять, а не просто произвести впечатление понимающей.