Карьера

10 способов не провалить собеседование

0

Собеседование — штука парадоксальная. Все мы являемся уникальными и сложными личностями, на познание которых уходят целые годы у профессиональных психологов и наших близких. А вот HR-менеджеры, интервьюеры и прочие представители кадрового отдела уверены, что способны узнать о нас все за 20-30 минут — именно столько обычно и длится собеседование, если оно не предполагает выполнения тестовых заданий. Поэтому в час икс — точнее, полчаса икс — придется попотеть и выставить себя во всей красе, чтобы не испортить впечатление от своих профессиональных навыков какой-нибудь мелочью. Ведь эти мелочи и детали ценятся наравне с вашими действительными талантами. Засекаем полчаса, время пошло!

Точность — вежливость королей

Начнем с самого пугающего — с возможного опоздания. Многие считают, что это самый страшный грех, после которого их уж точно не возьмут на работу. Однако это далеко не так. Если вы опаздываете, то достаточно позвонить интервьюеру и кратко сообщить о грядущем опоздании, его примерном сроке и причине. Так как даже общественный транспорт движется иногда хаотично и непредсказуемо, то сотрудники отделов по работе с персоналом спокойно относятся к таким происшествиям.

Куда хуже прийти на собеседование раньше на 15-20 минут назначенного времени. Этим вы можете помешать распорядку работы другого человека, а такую неприятность он уж точно запомнит. Если получилось прийти немного раньше — что мы действительно советуем сделать на всякий случай — то подождите лишние 10-15 минут в кафе неподалеку у входа или в фойе, успокаиваясь и «припудривая носик». Появитесь на собеседовании на 5 минут раньше назначенного времени с уверенной улыбкой на лице — и это будет идеально.

Первое впечатление

Встречают нас не только по одежке, но и по нашим манерам, которые мы можем проявить в первые же секунды знакомства. Если вы ожидаете рекрутера сидя, то встаньте при его появлении, кивните в знак приветствия и обязательно поздоровайтесь. При проходе через различные помещения поздоровайтесь со всеми, кто приподнял глаза от своей работы и установил с вами зрительный контакт. Очень часто это бывает важно и создает о вас хорошее впечатление. Только не переусердствуйте, здороваясь с каждым в офисе на сотню человек. Достаточно одного приветствия на помещение, сказанного тихим голосом, чтобы не помешать вовлеченным в рабочий процесс.

«Одежку» для первого впечатления тоже нужно подбирать с умом. Уверены, что вы и так догадываетесь о неприемлемости глубоких декольте, пляжных платьев и других неделовых вариантов. Впрочем, глухой деловой костюм — тоже не идеальный вариант, если вы не готовы носить его каждый день. Бизнес-стиль предполагает множество различных вещей в гардеробе, так что подберите неяркий и невызывающий наряд, который вы сами с удовольствием носили бы на работу каждый день. Рекрутер обязательно это оценит.

Невербальный язык

Поза и жесты могут сказать о вас очень многое, а сотрудники по набору персонала часто обращают на них внимание. Так что не разваливайтесь на диване или в кресле, даже если они очень удобные, но и не ютитесь на краешке, всем видом показывая, что вам неловко. Следите за жестами: не теребите край сумки или часы, не притопывайте ногой. Собеседование длится всего ничего, так что на этот промежуток времени вы способны взять собственное тело под контроль даже в случае сильной нервозности. Вдохните глубоко и подумайте о приятном. Скоро это всё кончится.

Поддерживайте зрительный контакт с интервьюером, избегайте бурной жестикуляции и не отводите глаза, если вас о чем-то спрашивают. Так вы создадите впечатление уверенного в себе профессионала, даже если в данный момент совсем не уверены в себе. Можете заранее потренироваться дома перед зеркалом — заодно отработаете краткий рассказ о себе, который просят дать на каждом втором собеседовании, а то и чаще.

Расслабляться надо в меру

Если вы успокоились и полностью в себе уверены, то не допускайте ошибку — ни в коем случае не расслабляйтесь. Интервьюеры часто ведут беседу в дружеском тоне, однако это вовсе не означает, что они действительно ваши друзья. Таким образом они располагают вас к доверительному общению и могут вытянуть из вас больше информации. Всегда немного дистанцируйтесь и помните, что даже самый дружелюбный HR присутствует рядом с вами не для шуток, а с целью оценки. Кроме того, всегда есть риск, что если вы слишком расслабитесь, то будете выглядеть вялой и незаинтересованной в работе. Словно у вас есть еще десяток собеседований, и все предложения интересны для вас в одинаковой мере, так что не вызывают ничего, кроме скуки. Даже если это и действительно правда (хотя бы отчасти), то не стоит это показывать потенциальному работодателю.

Человек-батарейка

Противоположная сторона излишней расслабленности — гиперэнергичность. Конечно, общительность и экстраверсия ценятся на работе. Однако чрезмерная энергия может быть истолкована отрицательно: как нервозность, волнение или просто неумение вести себя в обществе. Не надо травить анекдоты, сыпать шутками, задавать тысячи вопросов или, тем более, перебивать собеседника. Вы всё успеете, а если будете бежать впереди паровоза и фонтанировать идеями, то только отпугнете интервьюера.

Непростые задачки

Во время собеседования вам могут начать задавать каверзные вопросы, спрашивать слишком интимные вещи, а то и вовсе провести стресс-интервью, чтобы посмотреть на вашу реакцию. Не стоит бояться таких вещей — у вас всегда есть право отказаться от ответа на любой вопрос, если вы сможете внятно объяснить, почему считаете его слишком личным. Если вы сделаете это спокойно и уверенно, то такое молчание пойдет вам только в плюс. Так же не стоит бояться неправильно ответить на какую-нибудь каверзную задачку. Будьте максимально честны, но не пускайтесь при этом в откровенности и детали. Почти все нестандартные задачки и вопросы не требуют от вас идеального правильного решения, они нужны для того, чтобы продемонстрировать потенциальному работодателю, как вы действуете в трудной ситуации.

Абонент занят или находится вне действия сети

Обязательно отключите мобильный телефон перед тем, как войти в кабинет на собеседование. Лучше всего — совсем, потому что в ненужный момент появляются не только звонки, но и СМСки, оповещения ВКонтакте, любимое приложение-тамагочи хочет кушать, а сам смартфон решает обновиться и начинает вибрировать в беззвучном режиме. Если вас действительно ожидает какой-то важный звонок, то переводите телефон в беззвучный режим и положите его в карман. Но случай действительно должен быть очень важный! Когда такой звонок действительно произойдет, спокойно извинитесь перед интервьюером и вежливо спросите у него разрешения ответить на важный звонок. Если вы не будете суетиться, незаметно выключать телефон или игнорировать важность собеседования, то это вполне дозволительно делать.

Спокойствие, только спокойствие

Не проявляйте излишней эмоциональности на собеседовании, даже если она вполне свойственна вашему темпераменту. Вопреки расхожему мнению, не все любят хохотушек, а не сходящая с лица улыбка через пару минут может начать раздражать. Сдержанно улыбайтесь, когда это действительно нужно: при знакомстве, при какой-либо прозвучавшей шутке, в начале рассказа о себе.

Впрочем, сидеть с каменным лицом тоже не стоит, ведь рекрутер хочет видеть вашу реакцию на то, что он говорит.

Просто старайтесь не переигрывать и сдерживать себя, если слишком сильно нервничаете. Вы ведь профессионал!

У матросов нет вопросов

Если вам совершенно нечего спросить у сотрудника кадровой службы после ознакомительной беседы, то это плохо. Всегда есть что-то, что можно узнать дополнительно. Подготовьте заранее список вопросов, которые могут вам понадобится. Обязательно задайте самые важные пункты из него, а если вы уже осветили все темы в беседе, то уточните что-то поглубже. Например, если вы хотели узнать о длительности испытательного срока, а рекрутер уже его объявил, то уточните, возможно ли его сократить при идеальной работе — и так далее. Только имейте в виду, что количество тут не переходит в качество, не надо засыпать собеседника лавиной вопросов, тем более, если ответы на них вам и не нужны.

Большой секрет для маленькой компании

Последний секрет, на котором прокалываются многие собеседующиеся, — это коллективное собеседование. То есть в кабинете может сидеть не один рекрутер, а кто-либо еще, например, начальник отдела или будущий руководитель. Будьте уверены, что даже если он не произносит ни слова кроме приветствия, он всё равно будет играть важную роль в деле принятия вас на работу. Так что распределяйте свое внимание между спрашивающими поровну и не обращайтесь только к тому, кто задал вам вопрос. Если на вас смотрят несколько человек, то поддерживайте зрительный контакт с ними попеременно, чтобы все были как бы вовлечены в беседу.