Культура

15 женщин, которые получили Нобелевскую премию по литературе

0

Совсем недавно были названы писатели-лауреаты Премии за 2018 и 2019 год — Ольга Токарчук и Петер Хандке. Интересно, что среди 826 человек, ставших нобелевскими лауреатами, только 44 из них — женщины. Кажущийся сексизм не так давно подтвердили в статье Gender Bias in Nobel Prizes журнала Корнеллского университета: специалисты отметили, что процент женщин-ученых, удостоившихся награды, непропорционально низок. Однако надо сказать, что речь шла о точных науках — за успехи в литературе женщин награждают чаще. О них и книгах, которые прославили писательниц, мы бы и хотели рассказать.

Сельма Лагерлёф
Она первая член Шведской академии наук и дебютантка среди женщин в Нобелевской премии по литературе. Она вдохновлялась сказками и даже порывалась написать "Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции" в духе демократической педагогики, рассказывая детям об устройстве страны в виде незатейливой истории. премии Лагерлёф удостоилась в 1909 году за книгу "Сага о Йёсте Берлинге", повествующую о праздном священнике, который победил свои пороки с помощью силы любви.
1
/
15
Грация Деледда
Деледда закончила только начальную школу, что не помешало ей стать известной на весь мир. При создании произведений она впитывала в себя эстетику книг Толстого, Достоевского, Чехова. В романе "Элиас Портолю" она рассказала о жизни героя, который в порыве самозабвения сходится с женой брата - а потом всю оставшуюся жизнь пытается раскаяться за этот поступок. История Элиаса принесла Грации Деледде премию в 1926 году.
1
/
15
Сигрид Унсет
Трилогия "Кристин, дочь Лавранса" стала настоящим прорывом того времени - Унсет не побоялась опубликовать эпопею о женщине, сражавшуюся за свои права в эпоху Средневековья. Сама писательница находилась под сильным влиянием католицизма, что и нашло место в ее книгах. Женщина получила награду незадолго после Деледды - в 1928 году.
1
/
15
Перл Бак
Она провела юность в Китае, затем в США - жила меж двумя странами вплоть до 42 лет, после чего навсегда осела в Америке. За «Землю» - книгу о жизни бедной китайской семьи, старающейся прийти к благополучию, - она получила сразу две награды: Пулитцеровскую премию в 1932 году и Нобелевскую в 1938 году.
1
/
15
Габриэла Мистраль
Стала первой латиноамериканкой, удостоившейся такой крупной награды. К слову, она прославилась не только с помощью творчества - Мистраль была дипломатом в Италии, Испании, Португалии и Бразилии, а затем участвовала в работе Лиги Наций и ООН. В своих стихах она описывала жизнь простых людей - за это она и удостоилась премии 1945 года с формулировкой «За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки».
1
/
15
Нелли Закс
В своих ранних работах Закс обращалась к мифам и легендам, однако позже озаботилась вопросом общих корней христианства и иудаизма. Поэзия Закс цепляет, прежде всего, мистицизма и напряжением от каждой прочитанной строки. Основной мотив в ее стихах - преследование и бегство. Нелли Закс получила признание еще до Нобелевской премии, присужденной ей в 1966 году за цикл «Пылающие загадки» - несколькими годами ранее в Германии учредили литературную премию ее имени.
1
/
15
Надин Гордимер
Южноафриканская активистка писала о политике апартеида, расизме в ее родной стране - притом она не могла напрямую говорить о трагедии «не белых» и потому рассказывала о катастрофах через призму жизни выходцев из среднего класса - его формировали преимущественно европейцы и американцы. Вместе с журналистом Энтони Сэмпсоном участвовала в подготовке защитной речи Нельсона Манделы, однако заветное признание получила в 1991 году благодаря книге «Хранитель» - здесь Гордимер рассуждала о возможной независимости африканцев от белых.
1
/
15
Тони Мориссон
Карьеру писателя Мориссон начала с рассказа о черной девушке, страстно мечтавшей о глазах голубого цвета - чуть позже наработки она использовала при создании романа «Самые голубые глаза». Всю жизнь она занималась популяризацией афроамериканской литературы, считавшейся во второй трети 20 века маргинализированной, а обладательницей главной награды для писателей стала в 1993 году - когда работала над трилогией «Возлюбленная». Мориссон стала первой чернокожей лауреаткой Нобелевской премии.
1
/
15
Вислава Шимборская
Она получила премию за «поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности» - несмотря на то, что сама Шимборская усомнялась в истинной важности искусства создавать стихотворения. Для ее творчества характерны рефлексивность, морально-нравственная проблематика.
1
/
15
Эльфрида Елинек
Феминистка, активистка, драматург, писательница - сложно представить, что в молодости она целый год провела в добровольной изоляции. После выпускных экзаменов часто подвергалась паническим атакам - в это же время твердо решила писать. Она получила премию в 2004 году - сама Елинек долго иронизировала на эту тему и шутила, что ей придется терпеть лучи славы после долгих лет неизвестности. Писательница посвящала труды женщинам, сексу, коммунизму - при этом в поздних работах критиковала политику Австрии. В России она известна благодаря романам "Любовница" и "Пианистка" - его-то и экранизировал Ханеке с участием Изабель Юппер.
1
/
15
Дорис Лессинг
Она родилась в Иране, в британской семье, выросла в Зимбабве и только ближе к замужеству перебралась в Великобританию - во многом нравы мест, где она воспитывалась, вдохновили писать ее о женщинах и для женщин. В 1962 году она опубликовала труд, являющийся классикой фем-литературы: «Золотую тетрадь», книгу о домохозяйке и коммунистке, которая пытается постичь разницу мужской и женской природы. Несмотря на огромный вклад в английскую словесность, Лессинг получила премию лишь в 2007 году «За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин».
1
/
15
Герта Мюллер
Она родилась в Румынии, но живет в Германии и пишет на немецком языке. Выступает как автор стихов, прозаик, эссеист, художник и фотограф. Главная тема ее работ - опыт насилия и пережитой несвободы, забвение народом коллективных трагедий: действие многих ее романов происходит в Румынии времен Чаушеску. Мюллер стала обладательницей премии в 2009 году с формулировкой «С сосредоточенностью в поэзии и искренностью в прозе описывает жизнь обездоленных».
1
/
15
Элис Манро
Манро стала первым канадским писателем, удостоившимся Нобелевской премии, - это случилось в 2013 году, формулировка звучит следующим образом: «Мастеру современного короткого рассказа». Особенность ее книг заключается в нарративе: историю передает не главный герой, а рассказчик-посредник, когда-то слышавший ее из уст персонажа. Примерно в этом ключе ведется повествование почти во всех работах Манро. Часто ее рассказы появляются в журналах New Yorker, Atlantic, Grand Street. Особого внимания заслуживает ее книга «Жизни девочек и женщин» - фиктивная биография Дель Джордан, будущей писательницы, которая честно рассказывает о своих родственницах.
1
/
15
Светлана Алексиевич
Лауреат премии 2015 года прославилась книгами о женщинах, переживающих время после мировых катастроф, воин, стихийных бедствий. Писательница не понаслышке знает, о чем рассказывает: она родилась незадолго после Великой Отечественной войны, ее мать умерла от тифа, а почти все братья пропали без вести. Книги «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд» повествуют о советском человеке, оставшемся на обломках страны и вынужденном жить заново после ужасающих событий.
1
/
15
Ольга Токарчук
Писательница давно известна на западе - в мае прошлого года она получила Международную Букеровскую премию за роман «Бегуны», посвященный теме путешествий. Примечателен характер написания книги - она напоминает сборник заметок и записок рассказчика: некоторые главы не занимают и одного предложения, другие же растягиваются на долгие страницы. Формально Ольга является лауреатом 2018 года - однако премию пришлось перевести из-за событий, связанных с флешмобом #MeToo. Шведская академия наук присудила ей награду с формулировкой «За повествовательное воображение, которое с энциклопедической страстью представляет пересечение границ как форму жизни».
1
/
15