1. «Да никому ты тут не нужен!»
Такую фразу нередко можно услышать от родителей, которые ждут ребенка в примерочной магазина или раздевалке спортивной секции. Обычно в подобные моменты ребенок медленно меняет одежду, боясь, что его заметят. Взрослый хочет показать, что посетителям нет дела до других и они обеспокоены лишь собой, — вот только выбирает для этого не самые этичные слова.
Авторы книги «Не программируйте ребенка» Роберта Кавалло и Антонио Панарезе напоминают, что малыш воспринимает любые слова родителя, даже самые токсичные, как истину. Поэтому, слыша фразу в духе «Ой, да никто на тебя не смотрит!», ребенок может решить, что он предельно незначительный и ненужный — особенно своим родителям.
Обычно дети не заостряют внимания на подобных словах, однако они остаются в бессознательном и влияют на дальнейшую жизнь малышей. Взрослея, такие ребята не всегда способны проявлять инициативу или игнорируют свои потребности — просто потому, что в них живет установка «Я никому не нужен».
Вместо того чтобы торопить малыша в раздевалке или примерочной, попробуй честно объяснить, что сейчас происходит и почему ты нервничаешь. Дай понять, что окружающие действительно думают о себе, но при этом скажи ребенку, что он может на тебя рассчитывать. В конечном варианте фраза будет выглядеть примерно таким образом:
2. «Я лучше знаю, как надо»
Ребенок хочет мороженое, а вместо этого ему дают кашу и овощи. Малышу бы покачаться на качелях — вместо этого его заставляют делать уроки. Он говорит, что терпеть не может зеленый цвет, — в ответ слышит, что мама знает, как лучше.
Возможно, родитель, который говорит нечто подобное, не хочет обидеть малыша и действительно понимает, что именно ему нужно: дети все-таки не умеют позаботиться о себе так же, как и взрослые. Однако такие слова могут огорчить ребенка и отбить у него всякую инициативу. «Какой смысл говорить о том, чего хочешь, если все равно никому нет дела?» — подумает он.
В зрелом возрасте такой ребенок может потерять всякую связь со своими желаниями. Некоторым даже приходится иметь дело с деперсонализацией — механизмом, при котором человек утрачивает ощущение, что его тело принадлежит ему.
Старайся налаживать диалог с ребенком и объяснять, почему для него лучше выбрать вариант от родителя. В следующий раз, когда, скажем, ребенок захочет мороженого вместо обеда, объясни, для чего людям вообще нужны полноценные приемы пищи. Вместо этой проблемы можно представить другую — от поиска занятия на вечер до необходимости делать уроки. Будет здорово, если получится фраза в духе:
Если ты решаешь давать ребенку свободу выбора, важно действительно сохранять ее. Так ты учишь малыша, что именно он несет ответственность за свои решения. Иногда приходится оставаться принципиальной — например, во время лечения или заботы о себе. В таком случае нужно объяснять ребенку, зачем нужно пить лекарства, чистить зубы, ходить в душ — даже если этого не хочется.
3. «Я сделаю все сама, не мешай!»
Взрослые распыляются на десятки задач, без перерыва занимаются важными делами — в таком темпе они не готовы ждать, когда ребенок выполнит то, о чем его просили. Естественно, что некоторым хочется взять все на себя, будь то уборка дома, домашняя работа по творческому предмету или приготовление угощения для друзей.
Ребенок в такие моменты и рад бы работать эффективней, но не может: у него нет такого же большого опыта, как у его родителей. Слыша от них фразы из разряда «Я все сделаю быстрее», малыш в первую очередь думает о том, какой он бесполезный и медлительный, раз из-за него все теряют время.
Когда вы вместе занимаетесь делами, важно показать ребенку, что его вклад ценен. Если есть возможность, приступайте к задачам заранее — так вам не придется торопиться. Если времени в самом деле нет — попробуй заняться чем-то другим, давая малышу понять, что ты рядом и готова помочь. Здесь будет уместной такая фраза:
Заниматься всеми задачами и проектами за ребенка — такое себе удовольствие. Однако при этом важно отдавать себе отчет в том, что малыш пока не умеет проявлять такие же чудеса скорости, как и ты. Давая ребенку возможность заканчивать дела, ты научишь его организованности и при этом покажешь, что принимаешь темп, в котором он работает.
4. «Перестань реветь, не будь плаксой»
Обычно грустных и печальных людей не терпят те, кто не принимает свои эмоции. Бывает и так, что родители, запрещая ребенку плакать, хотят сделать из него сильную личность, которая не станет искать жалости к себе. Правда, они путают истинную мощь человека с маской, которую он вынужден носить.
Если 20–30 лет назад ценились люди, которые могли идти напролом, стиснув зубы, то сейчас многие понимают, что подобный настрой может привести к неврозам и проблемам с сердцем. Что действительно ценится — так это честность и умение признать свои эмоции.
Проблема в том, что маленькому ребенку трудно объяснить, что именно он чувствует, а расспросы могут только напугать его. Попробуй вместо этого проговаривать за него, с чем он сейчас имеет дело. Так ты покажешь малышу, что понимаешь его чувства. В итоге выйдет нечто наподобие этой фразы:
Такой прием можно использовать практически в любых ситуациях — например, музыкант Денис Кукояка применяет его, чтобы объяснить дочери, почему ей нельзя есть слишком много сладкого. Родители обычно понимают, что именно чувствует ребенок: они сами не раз проходили через то же самое. Фиксируя чувства ребенка вместе с ним, ты дашь ему понять, что понимаешь и принимаешь его.
5. «Ты такой же, как и твой отец!»
Одно дело, когда эту фразу говорят в положительном ключе. Совсем другое, как это обычно бывает, — когда ее применяют, чтобы сказать ребенку: «Ты сейчас такой же ужасный и бесполезный, как твой отец. Не будь таким, чтобы я продолжила тебя любить». Мало того что подобные высказывания внушают малышу, что он недостоин любви, так еще и меняют его отношение к другим родственникам. В итоге ему приходится все время делать выбор между родителями — особенно если они разведены или мало общаются. Находясь в таком климате, ребенок всегда старается сделать все «правильно» и показать, что достоин любви.
Если хочешь сравнить малыша с отцом, делай это только для того, чтобы показать: он и папа хороши. В противном случае ребенок может подумать, что он неправильный и его отец ничуть не лучше. Малыш сделал что-то не так — скажи ему об этом, вместо того чтобы прибегать к пассивной агрессии. Используй для этого «я-утверждения» — например, такое: