1. Любовь к разным вкусам определяется генетикой
У среднестатистического человека при рождении имеется 10 000 вкусовых рецепторов. Они собраны в сосочках на языке и похожи на маленькие бугорки. Каждый из них может иметь от 1 до 700 вкусовых рецепторов. Один рецептор содержит 50-80 специализированных клеток, которые совместно работают для определения вкуса пищи.
Количество вкусовых рецепторов может варьироваться от человека к человеку, как и то, какая часть из них активируется согласованно. Это влияет на яркость вкусовых ощущений.
Марсия Пелчат, исследователь из США, обнаружила, что у каждого человека есть один основной ген, позволяющий определять сладкий вкус. А для горечи — более 25 генов рецепторов и их комбинация у каждого человека индивидуальна.
Изучив ДНК можно даже предугадать, как человек отреагирует на тот или иной горький вкус. Кроме того, существует такое понятие, как специфическая анатомия. Из-за нее люди не могут распознавать определенные запахи, даже если у них хорошее обоняние.
К примеру, андростенон, благодаря которому трюфель обладает специфическим запахом, многим кажется неприятным. А другие сравнивают его с ароматом сандалового дерева. Остальные же люди просто не ощущают, как пахнет трюфель.
2. Мы привыкаем к определенной еде благодаря эффекту простого воздействия
Не все дети любят брокколи, особенно с первого взгляда. Сначала они наотрез отказываются пробовать незнакомую еду, затем все же берут небольшой кусок. После этого встречают овощ в супе или запеканке. Постепенно они привыкают к наличию брокколи в рационе и могут даже включать его в список любимых овощей.
В этом заключается эффект простого воздействия — чем чаще мы взаимодействуем с каким-либо триггером, тем больше шанс того, что он сможет нам понравиться.
Действие этого эффекта подтверждает история американского писателя Джеффри Стейнгартена. Он был юристом, но сменил карьеру, выбрав кулинарию, и почувствовал необходимость преодолеть свою ненависть к некоторой еде. Он терпеть не мог анчоусы, кимчи и греческую кухню в целом. Чем чаще Джеффри ел продукты, которые ему не нравились, тем меньше становилась его предвзятость по отношению к ним.
3. Нам нравится и не нравится еда из-за ее текстуры
Исследование, проведенное Жаннин Дельвич и опубликованное в американском «Журнале сенсорных исследований» в 2002 году, показало, что текстура имеет немалое влияние на наши предпочтения в еде.
От того, какой текстурой обладает блюдо, зависит то, насколько понравится его вкус. Это называется психореологией.
К примеру, представь кислые конфеты. В большинстве случаев они обсыпаны крупным сахаром. И это неспроста — такую грубую текстуру большинство людей подсознательно распознает, как кислую.
К тому же вряд ли захочется попробовать мармеладных мишек в жидком виде или газированные напитки, которые выдохлись.
К сожалению, наука не может полностью объяснить, почему одни люди любят кремообразную или хрустящую пищу, а другие терпеть ее не могут.
Исследование, проведенное в Центре химических ощущений Монелла, США, в 2010 году, показало, что на восприятие крахмалистых продуктов может влиять фермент, который находится в слюне. Он называется слюнная амилаза и его содержание в организме каждого человека индивидуально.
4. Любимая еда может разонравиться из-за специфического сенсорного насыщения
Представь, что ты ежедневно ешь порцию любимого блюда. В первые несколько дней оно приносит удовольствие, а затем желание пообедать именно этим продуктом постепенно угасает. И конечный итог — ты просто не можешь смотреть на некогда желанное блюдо.
Так проявляется специфическое сенсорное насыщение. Благодаря ему ранее любимые продукты теряют привлекательность, если употребляются слишком часто. А еще именно из-за сенсорного насыщения мы часто хотим попробовать что-то новое.
5. На привычки в еде влияет культурное пространство
Английская организация Oxfam провела опрос в 17 странах. Людей просили назвать три своих любимых блюда.
Опрос показал, что хоть на рынке стран представлены разные варианты блюд и кухонь, многие отдают предпочтение национальным кухням.
Испанцы проголосовали за паэлью, жители Индии — за блюда из риса, характерные для их страны.
Жители Великобритании предпочитали универсальный для многих стран рацион — стейки, пасту и жареную курицу. А жители США добавили к этому списку пиццу.
А вот жители Нидерланд отметили приверженность к китайской кухне и пицце. А в Бразилии фаворитом стала лазанья, которая является блюдом итальянской кухни.
Исследователи сделали вывод, что предпочтения людей относительно пищи могут варьироваться не только от блюд, принятых в их стране, но и от предложений на гастрономическом рынке и доступности продуктов. А еще моды на определенные кафе и рестораны.
Читать по теме:Контрдиета: что такое интуитивное питание