Культура

6 художниц, которые остались в тени своих мужей

1
На протяжении всей истории искусства женщины получали не так много признания за свои работы, как мужчины. Не важно, о какой сфере идет речь — в тени оставались и писательницы, и художницы, и музыкантки. Чаще всего их таланты скрывались в тени своих более знаменитых партнеров, которые называли спутниц музами, но не считали работы серьезными. К счастью, с развитием фем-сообщества у нас появилась возможность восстановить справедливость и оценить талантливых девушек, работы которых также достойны лучших музеев мира. Heroine рассказывает о художницах XX века и о картинах, про которые никто не слышал из-за известности мужей и любовников.

1. Джо Хоппер, жена Эдварда Хоппера

В возрасте 41 года Джозефин вышла замуж за известного американского художника-реалиста Эдварда Хоппера и переехала в Нью-Йорк. Ее образ стал центральной фигурой в его самой известной картине  «Полуночники», где она — та девушка в красном платье, опирающаяся на стойку бара. Долгие годы ее имя ассоциировалось только с этой работой мужа.

Конфликты в паре начались буквально сразу и превышали все мыслимые границы. Как писала женщина в своем дневнике, Эдвард завидовал даже ее кошке и рисовал на них обеих оскорбительные карикатуры.

Художник был уверен, что Джозефин немедленно станет домохозяйкой, но та ненавидела готовку и уборку. Эдвард считал ее эгоистичной, при этом утверждая, что только его желания имеют значение. Вся их сексуальная жизнь была полным кошмаром — регулярные изнасилования и болезненный анальный секс, или как называла это Джо — «нападения сзади».

Она была привязана к своему абьюзеру и считала, что самоотречение позволит наладить их брак. Но за 12 лет брака конфликты только усилились, и Эдвард стал активно оскорблять работы Джозефин. У него самого появились творческие блоки, он чувствовал себя слабым и подавленным и обвинял супругу в происходящем. Он заявлял ей, что если бы у нее была выставка, на нее бы никто не пришел — и это Джозефин переживала болезненнее, чем побои. Но она продолжала мотивировать его, стимулировать и подбадривать, чтобы он вновь начал рисовать. В двадцать пятую годовщину свадьбы Джозефин сказала ему, что они заслуживают медали за выдающиеся бои, и он создал герб из скалки и ковша.

Сама Джозефин регулярно рисовала эстетичные женственные картины и автопортреты. На одной из самых известных ее работ она одета только в серьги, ожерелье и кружевной розовый бюстгальтер, который она купила сама себе.

Она намеренно пренебрегала доминирующей мужской эстетикой. Ее образы кажутся самосознательно женскими.

— историк Гейл Левин

Она называла свои картины детьми, но чаще всего считала их «бедными мертворожденными» или «маленькими ублюдками». Галеристам она говорила, что не любит их так сильно, как должна, хотя испытывает печаль, когда ей приходится с ними расставаться. После смерти ее мужа в 1967 Хоппер продала и его работы, и свои музею Уитни в Нью-Йорке, но, к сожалению, многие из ее работы были выброшены.

2. Лола Альварез Браво, жена Мануэля Альварез Браво

Лола вышла замуж за Мануэля в 1925 году, и это именно он показал ей, как держать в руках камеру и проявлять пленку в темной комнате. Могло показаться, что она пошла по его стопам, но девушка работала совершенно в ином от супруга стиле. Работы Лолы как фотографа захватили всю Мексику во время постреволюционного периода XX века.

Мои фотографии имеют какую-то ценность потому, что они показывают Мексику, которой больше не существует

— Лола Альварез Браво

Лола фотографировала других известных мексиканских личностей, в том числе Фриду Кало и Диего Ривьеро. Спустя 20 лет брака их отношения с Мануэлем подошли к концу, но Лола продолжила заниматься тем, в чем видела особый интерес, и создала множество важных социальных фотопроектов. Только к самому концу жизни, когда ее зрение стало ухудшаться, она выпустила камеру из рук.

Я думаю, что Лола была замечательным фотографом, особенно с учетом всех проблем, с которыми она столкнулась. Женщины-художницы были везде, но им приходилось работать в студии, а не на улице, потому что иначе им приходилось общаться с публикой и получать осуждение. Тот факт, что она сделала это — показывает ее невероятную силу и желание фотографировать мир вокруг нее.

— создательница выставки, посвященной Лоле, Элизабет Феррер

Сейчас работы Лолы оказывают немало влияния и на нынешних фотографов, а некоторые из них даже легли в основу феминисткого учения и агитплакатов.

3. Ана Мендиета, жена Карла Андре

Кубинская феминистка предпочитала заниматься перфомансами, разоблачающими суть человеческой натуры и то, как человек взаимодействует с природой. Она создала больше 200 перфомативных работ, но долгое время оставалась непризнанной.

Ее самая известная серия — Siluetta, набор работ, в которых художница «хоронила» свое обнаженное тело в земле и воде. Этот проект демонстрировал сложности жизни и смерти и показывал тесную связь между женщиной и природой.

В 1973 она сняла короткометражный фильм «Moffitt Building Piece», в котором Ана и ее сестра запечатлели реакцию прохожих, которые натыкались на свиную лужу крови на улице. Люди безразлично скользили по ней взглядом и приходили мимо, и Мендиета считает, что эта работа — наводящий на размышления эксперимент о безразличии людей к насилию.

Внимание к ее картинам и фотографиям привлекла, как ни странно, ее гибель. Ее муж, скульптор-минималист выкинул ее из окна с 34-го этажа. Прибывшие на место полицейские обнаружили, что у него было расцарапано лицо и руки, а соседи заявляли о том, что женский голос долго кричал «нет» и просил пощадить ее.

Моя жена — художница, и я — художник, и у нас была ссора из-за того, что я был более открыт для публики, чем она.

Сам супруг утверждал, что девушка решила покончить с собой из-за своей неуспешности, и был немедленно оправдан. Произошедшее с Аной легло в основу множества феминистских перфомансов, посвященных домашнему насилию.

4. Ли Краснер, жена Джексона Поллока

Осенью 1945 года в небольшой деревне под Нью-Йорком поселилась пара молодоженов, у которых совсем не было денег на жизнь. Один из этих художников, Джексон Поллок всего за несколько лет рисования стал очень знаменитым и до сих пор считается центральной фигурой американского экспрессионизма за его «капельные» картины. Другая так и осталась невостребованной, хотя работала в том же самом направлении и являлась одной из основательниц течения.

Мне нравятся холсты, потому что они дышат и живут.

— Ли Краснер

Ли Краснер создавала впечатляющие абстрактные работы и яркие автопортреты, но постоянно подвергалась критике за использование той же техники капающей краски, которой был известен ее муж. Если внимательно посмотреть на их работы, становится понятно, что оба художника влияли друг на друга, а не только Ли брала что-то от техники Джексона. Уже в 1949 году они даже выставили свои работы в проекте «Художники: муж и жена», посвященном творчеству в семейных парах.

Наставник пары Ганс Хоффман говорил об этом прямо: «ваши работы так хороши, что невозможно понять, что это сделала женщина». Очевидно, что в середине XX века изобразительный мир был чертовски предвзят к женскому творчеству, игнорируя тот факт, что гениталии никак не участвуют в создании картин.

Признание Краснер получила только в 75 лет — когда состоялась первая ретроспектива в Хьюстонском музее в 1983 году. До сих пор она остается малоизвестной художницей по сравнению с мужем, который писал очень похожие работы.

5. Франсуаза Жило, любовница Пабло Пикассо и мать двух его детей

Пока большая часть художников используют альбомы, чтобы запоминать некоторые события, Франсуаза рисовала, чтобы забыть.

Вещи, которые я видела, — я хочу выбросить их из головы.

— Франсуаза Жило

Французская писательница и художница до сих пор жива и занимается искусством. О ней мало кто говорит без упоминания того, что она долгое время была музой Пабло Пикассо, хотя Франсуаза сама по себе стала художественным руководителем издания Virginia Woolf Quarterly, а позже членом совета директоров факультета изящных искусств в Университете Южной Калифорнии. В 90-х она продолжила карьеру как дизайнер костюмов и декораций для постановок в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, а сейчас публикует свои акварельные работы. Франсуаза много путешествовала по миру, а затем старалась запечатлеть свои воспоминания о Сенегали, Венеции и Индии. У нее получались небольшие скетчбуки — яркая картина и немного рукописного текста.

Когда ее спрашивают о ее годах с Пикассо и о сравнении их работ, она отвечает с хитрой усмешкой:

Иногда вам нужен зонтик, когда идет дождь.

Только спустя годы критики стали признавать, что многое в успехе Пикассо — заслуга его партнерши, которая умела замечать необычные сочетания красок и элементов и обращать на них внимания супруга, но в пик популярности Пабло об этом не говорилось.

6. Элейн де Кунинг, жена Уильяма де Кунинга

Так же как и ее супруг, Элейн была абстрактной художницей, работающей в направлении экспрессионизма в послевоенном Нью-Йорке. Большая часть ее работ состояла из акварелей и натюрмортов, но позже она стала смешивать их с мифологией и реализмом.

Элейн много путешествовала, что позволило ей расширить спектр своих возможностей, и уже спустя несколько лет она стала мастером разнообразия к эспрессионизме. Она не боялась ставить эксперименты — заниматься то скульптурой, то оформлением багетов, то росписью на посуде. Но всю жизнь ее не оставляло ощущение, что никто не воспринимает ее всерьез.

Супруги выставили свои работы на выставке «Художники: муж и жена», но даже это не помогло ей вернуть почву под ногами.

Сначала это казалось хорошей идеей, но потом я поняла, что эта выставка — еще один способ подавить женщину.

Элейн чувствовала себя приложением к знаменитому супругу и получила удовлетворение только в 1951 году, когда свет увидела ее первая персональная выставка.

Публика не сильно отметила ее успех, и даже после развода с Уильямом ее часто объявляли всего лишь как талантливую супругу популярного художница. После расставания Элейн продолжила работать, создавая впечатляющую коллекцию произведений искусства, а также являясь редактором журнала Art News.