1. Находи общие черты в противоречивых вещах
Противоположные по смыслу вещи, казалось бы, не могут обладать общими чертами. Но если подумать, то можно их найти. Это упражнение способствует выходу за рамки шаблонного мышления, а также тренирует навык анализа.
К примеру, найди общие черты между хамством и вежливостью. Дадим несколько подсказок: обе характеристики относятся к человеку, проявляются в словах и действиях, спровоцированы эмоциями, меняют мир, в обеих есть только одна буква «о».
Чем больше общих черт ты сможешь найти в вещах, противоречащих друг другу, тем лучше. Можешь записывать их в блокнот, чтобы со временем увидеть, как развивается твой навык нестандартного мышления.
2. Расскажи о сложном так, чтобы это понял ребенок
Это упражнение полезно не только для того, чтобы выйти за рамки привычного мышления. Оно пригодится тем, кто часто выступает перед публикой.
Вспомни какую-то сложную информацию: она может относиться к твоей работе и терминологии, которую используешь, прочитанной книге, проблеме, которую пытаешься решить. А затем вслух расскажи об этом так, как будто доносишь мысль до ребенка 6 лет.
Тебе придется хорошо подумать, какие слова и описания подобрать, чтобы простыми словами выразить сложные вещи. Это поможет мыслить не так, как ты обычно это делаешь и научиться делать любую информацию простой и понятной.
3. Примерь на себя образ другого человека
Чтобы сделать это упражнение, тебе на время придется мысленно перевоплотиться в совершенно другого человека. Согласись, монаршая особа и олимпийский спортсмен вряд ли подойдут к решению проблем и описанию каких-либо жизненных ситуаций одинаково.
Поэтому стоит примерить несколько образов разных людей и постараться посмотреть на мир их глазами. Можешь выбрать определенную ситуацию и предположить, какое решение нашел бы совершенно другой человек и как бы он ее описал своему другу.
4. Спроси совета у ребенка
Дети, по сравнению со взрослыми, мыслят нестандартно, так как еще не накопили жизненный опыт, который делает мышление шаблонным. Поэтому стоит спросить у них совета относительно какой-то ситуации и попытаться понять, что натолкнуло их на ответ.
Также можешь узнать о чем-то сложном и попросить порассуждать над темой. Ты услышишь новые для себя ассоциативные ряды, предположения и выводы, о которых сама не могла бы подумать, даже если представления ребенка о сути вопроса неверны. Проанализируй его подход и постарайся поразмышлять аналогичным образом относительно другой темы.
5. Читай слова наоборот
Это упражнение легко выполнять, когда отправляешься на прогулку или едешь в транспорте. Читай объявления, названия магазинов, слова из рекламы с конца — от последней буквы к первой. А потом делай то же самое в уме с другими, более длинными и сложными словами.
Поначалу это может быть непросто и походить на речь ребенка, который учится читать по слогам. Но со временем мышление подстроится под новое упражнение и у тебя станет получаться гораздо лучше.
6. Составляй списки
Чтобы развивать нестандартное мышление, пригодятся списки. Но не повседневных дел или продуктов, которые нужно купить. Предлагаем несколько других тем:
- 10 сюжетов из твоей жизни, которые могли бы стать частью фильма;
- 10 идей, как справиться с волнением, получая крупный выигрыш в лотерею;
- 10 вариантов новых видов спортивных соревнований;
- 10 скрытых смыслов в повседневных делах.
Даже если тебе в голову приходят смешные или совсем нелепые идеи, не стоит от них отказываться. Важно не то, насколько список можно будет применить в жизни, а сам мыслительный процесс, который используется при его составлении. Придумай по аналогии и свои идеи, которые помогут справиться с определенной задачей или просто креативно провести свободное время.
7. Найди новое применение вещи
Возьми любую вещь, которая находится возле тебя: книгу, лампу, бутылку с водой, смартфон. А затем подумай, как можно было бы ее применить, не оглядываясь на непосредственное назначение. К примеру, книгу можно использовать как штатив, подставив под фотоаппарат, а еще в качестве планшета, когда рисуешь.
Если хочешь усложнить себе задачу, то выбери два или более предметов, а затем представь, как можно было бы их сочетать и применять.