1. Пойми, что критиковать кого-то по делу — это нормально
Чтобы не чувствовать себя стервой и быть уверенней в своих замечаниях, тебе стоит принять мысль, что критика — нормальная часть любой совместной работы. Люди не умеют читать мысли, поэтому иногда у вас просто разные представления о том, каким должен быть результат. Кроме того, никто не идеален, а значит, у всех бывают ошибки.
Обратная связь, которая помогает скорректировать работу еще в процессе и в конечном итоге сделать ее лучше, — это не заявление о том, насколько человек хорош или плох как личность. Это всего лишь обычная часть совершенствования конкретного продукта.
2. Убедись, что человек готов тебя слушать
Когда обстоятельства позволяют, постарайся быть разумной в выборе времени для разговора. Если у человека тяжелый день, он явно измучен или в данный момент сосредоточен на чем-то более важном, вряд ли он способен адекватно принять то, что ты скажешь. Однако жертвовать своими интересами или успехом проекта ты из-за этого не обязана.
Начни с того, что понимаешь, как ему сейчас сложно, но вынуждена попросить его кое-что переделать.
3. Будь спокойна
4. Поставь себя на его место
Если необходимость делать замечания по работе вызывает у тебя дискомфорт, попробуй представить себя на месте сотрудника, к которому должна обратиться. Ты бы хотела знать, как улучшить свою работу? Как бы ты оценила того, кто не реагирует на твои ошибки из-за страха неловкости и тем самым заставляет повторять их снова и снова?
Ты не можешь уклоняться от критики сотрудников, если это в твоей компетенции. У тебя есть этическая и профессиональная обязанность помочь им работать лучше.
5. Не смешивай комплименты с критикой
6. Будь честна о масштабе проблемы
Критикуя кого-то, постарайся дать человеку какой-то контекст. Если поправка небольшая, скажи, что в целом проект хорош, чтобы коллега не воспринимал ситуацию как критическую. Если речь о серьезной ошибке, не ругай его, но убедись, что твои слова верно передают значение проблемы, тогда он отнесется к ним с должной ответственностью.
7. Говори четко, какого результата ты ждешь
Чтобы критика была эффективной, постарайся быть максимально конкретной. Избегай фраз «надо сделать лучше», «здесь чего-то не хватает» и подобных общих слов. Также старайся не слишком затягивать объяснение, что он сделал не так. Скорее переходи к тому, какого результата ты ждешь теперь и что именно он должен для этого сделать.
8. Будь открыта для обратной связи
Никому не нравится слушать оправдания, но иногда человек действительно может сказать что-то, что изменит твое мнение. Постарайся быть открытой для его реакции, так ты лучше поймешь, почему он поступил именно так, и, возможно, решишь, что он прав. Однако если ничего, кроме отговорок, ты не услышишь, то скажи, что понимаешь его, но хочешь, чтобы он переделал все в соответствии с твоими замечаниями.
Читать по теме:Как быть лидером, не превращаясь в стерву