Образ жизни

Бог создавал нас равными: что нужно знать об исламском феминизме

0
Ислам непременно ассоциируется у далекого от темы человека со строгостью нравов, тотальным вмешательством религии в светскую жизнь, закрепощением женщин. Однако на деле все не так просто, как кажется людям, которые не находятся в мусульманских странах.

А вот местные феминистки прекрасно понимают, за что они сражаются, чего им ни в коем случае не хочется допустить, как должно функционировать равноправие у них на родине. С давних времен женщины, желающие стать более значимыми личностями, нежели стереотипная домохозяйка с прикрытым лицом, боролись за свои мечты и надежды, при этом все чаще обращая внимание на недостатки той системы, в которой они существуют. Рассказываем, как появилось направление «исламский феминизм», какие задачи перед собой ставят активистки, и что за трудности им приходится переживать.

Все равны перед миром и Богом: и мужчины, и женщины

Исламский феминизм как таковой появился не 10–15 лет назад, а веками ранее. Еще в VII столетии местное общество провело реформы, согласно которым женщины получили право добровольно вступать в брак, получать образование, быть услышанными, когда дело касалось важных вопросов. Кроме того, инициативы касались бракоразводного процесса и наследования, что тоже упрощало жизнь женщинам. Так, например, в 859 году Фатима-аль-Фихри, дочь богатого купца, основала университет аль-Каравин.

На этом дело не заканчивается. В 18 веке дочь реформатора Нана Асмау выступала за ликбез среди мусульманок, а в 19-м и вовсе появилась местная икона феминизма — Тахире, или Куррат-уль-Айн, писательница, поэтесса и влиятельная проповедница. Она была последовательницей бабизма — религиозного течения, что ратовало за равенство мужчин и женщин. Своими речами Тахире вдохновляла сподвижников и заставляла задуматься главных людей в Персии. Женщине удалось взять на себя работу над толкованием Корана и стать одной из величайших деятельниц искусства своего времени, добиться развода с нелюбимым мужем, стать идеологом целого движения. Позже ее убили солдаты, но при этом Тахире до сих пор остается примером стойкости и несгибаемой воли.

В 20 веке знаковой личностью в исламском феминизме стала египетская писательница Айша Абд аль-Рахман. Хотя сама Айша не причисляла себя к активисткам за женские права, ее работы во многом отражали феминистские идеалы: аль-Рахман так же, как и Тахире, говорила о важности равноправия и тоже предпринимала толкование Корана.

Сейчас же представительницы исламского феминизма ратуют за борьбу с мизогинией, патриархатом и системным неравенством. Их часто не понимают западные активистки — в их умах не вяжутся между собой концепции феминизма и жизни по Корану. Однако важно понимать, что изначально священное писание мусульман предполагало взаимное уважение мужчин и женщин по отношению друг к другу, однако потом его взяли на вооружение поборники традиционных ценностей — об этом говорит в беседе с Wonderzine Хафия, сотрудница организации Together Woman. По ее словам, именно благодаря исламу женщины, живущие на Востоке, получили те права, за которые западные активистки боролись спустя столетие.

В исламе же с самого начала заложена идея равенства — многие феминистки в исламских странах ссылаются на религию, отстаивая свои права. Причина сексизма в исламских странах — в культуре конкретных стран, а не в исламе. Религиозные предписания в таких странах, как Пакистан, Афганистан, Саудовская Аравия, издают мужчины, которые с рождения находятся под влиянием культурных сексистских традиций. Так что проблемы женщин-беженок не в том, что они из исламской среды, а в том, что они из сексистской среды.

За что именно борется исламский феминизм

Бельгийская социолог Галия Джелулл отмечает в статье для журнала La Revue Novelle, что прежде всего последовательницы исламского феминизма переосмысливают священные писания, как бы задаваясь вопросами: «Действительно ли у их бога есть пол?», «Если на самом деле бог — это бесполая субстанция, то почему люди до сих пор стремятся поддерживать системное неравенство?», «По каким именно причинам появились механизмы, угнетающие мусульманок?» Словом, избавляя женщин от унижений, основанных лишь на гендере, они разделяют такие понятия, как «религия» и «жестокость», показывая, что на самом деле сам по себе ислам не подразумевает издевательств, а вот люди, что неверно его трактуют, — очень даже.

Исламские феминистки критически изучают классические комментарии к религиозным источникам и предлагают их новые интерпретации, направленные на социально-политическое и экономическое равенство с мужчинами. Они используют динамичный, гендерный подход, который связывает хадисы — предания о словах и действиях Мухаммада — с общественным контекстом откровений пророка, а не какими-либо вневременными посланиями. Изучая источники именно таким образом, они их релятивизируют, перестают считать единственным верным мерилом абсолюта, соотнося его, скорее, с определенной точкой отчета. Так же они относятся и к правовым последствием принятия старых источников, тем самым подвергая сомнению легитимность традиционного патриархального урегулирования, кристаллизовавшегося в форме ключевых культурных концепций вроде qiwâma — «мужского превосходства».

Исламские феминистки отвечают на вопрос от западных активистов «Возможно ли вообще совмещать вашу религию и уважение к женщинам?» таким образом: да, ведь изначально не предполагалось никакой жестокости по отношению к ним. Более того, по словам Амины Вадуд, исламской феминистки, нормы наподобие ношения одежды, покрывающей все тело, или раздельного времяпрепровождения мужчин и женщин создавались именно для того, чтобы защищать притесняемые группы. То есть критики заслуживает не столько религия сама по себе, сколько сексисты, что переиначивают нормы в угоду себе.

При этом теоретик из Санкт-Петербурга Наталья Тамбиева, принявшая ислам, отмечает, что сейчас важнее изучать и подвергать сомнению именно первоисточник, ведь таким образом не только женщина перестанет быть в глазах других людей безвольной прислугой, но и мужчины обретут самость. В интервью The Village она подчеркнула, что в патриархальной культуре глава семьи, коим обычно и является мужчина, остается неким безвольным существом, единственное предназначение которого — обеспечивать семью. Между тем у него тоже могут быть особые ценности и убеждения, которые зачастую не берутся в расчет.

Читать по теме:КультураЧекни свои привилегии: что нужно знать об интерсекциональном феминизме

С какими проблемами сталкиваются мусульманки, отстаивающие свободы

Прежде всего с вмешательством европейских и американских феминисток, которые пытаются причинить добро, исходя из собственной картины ценностей, иногда не имеющей ничего общего с важными для мусульманок аспектами. Во многих случаях это действительно необходимо — в подобном мир убеждался на примерах Малалы Юсуфзай, что едва добилась развода в 10 лет. Сразу после инцидента Генеральная ассамблея и комитет ООН по правам женщин занялись мощной кампанией «Девочки — не невесты!»

При этом показателен случай, описанный журналисткой казанского проекта Enter Алсу Гусмановой. По ее словам, несколько лет назад в СМИ появился термин «комплекс белого спасителя», подразумевающий стремление западных цивилизованных стран покровительствовать менее развитым государствам. Зачастую активисты, которым свойственен данный комплекс, занимаются проблемой, не изучив ее досконально и не приняв во внимание местную специфику.

<…> прежде чем бороться за свободу прав кого-то, нужно в этом разобраться. Например, во время конференции ООН слово взяла одна из участниц и заявила, что организует свою конференцию против насилия над мусульманками. Но оказалось, что женщина не знает ни одной тематической организации и в целом плохо разбирается в ситуации.

— пишет Гусманова.

Затем в дело идет полное непонимание со стороны, казалось бы, родных людей, о чем рассказала журналистка «Дождя» Марфа Смирнова в документальном фильме «Снявшие хиджаб»: истории девушек из Дагестана, сбежавших из консервативных семей». Здесь она осветила проблемы Нины, Саиды и Ашуры. Героини, отмечает Смирнова, не разочаровались в Аллахе, но при этом оказались не готовы к жизни в ультраконсервативных семьях, где за неповиновение нормам их могли унизить или даже избить. Выход у них оставался один: сбежать из дома и скрываться от родителей и мужей, причинивших немало страданий.

Я ушла в конце июня. Тихо и незаметно собрала вещи, а затем выпрыгнула из окна, пока все спали. Потому что, если бы кто-то узнал, что я собираюсь это сделать, мне бы просто не позволили. Я долго думала, стоит ли так поступать, но потом понимала, что не получится по другому. Либо так, либо дальше продолжать подстраиваться.

— рассказала Саида, сбежавшая от родителей.

Позже модераторы YouTube-канала «Дождя» отметили, что некоторым участницам интервью стали приходить угрозы после общения с журналистами. Однако при просмотре ленты зритель понимает, что даже такой исход для них куда предпочтительней, чем жизнь в доме, где на девушек в лучшем случае не обращают внимания.

Эти две составляющие и влияют на медленные темпы распространения феминизма в исламских странах. Люди, привыкшие к устаревшим нормам, стараются не обращать внимания на минусы и при этом противятся новому укладу, ведь в таком случае они утратят те крохи равновесия и стабильности, что есть сейчас. Зачастую активисткам из государств, где господствует вера в Аллаха, приходится противостоять и консерваторам, которые не желают идти против заповедей, и не разобравшимся в корне всех зол правозащитникам из западных стран. Однако при этом их дело живет и процветает, пусть и медленными темпами.

Читать по теме:Культура10 вдохновляющих цитат о феминизме