1. Найди партнера по избавлению от лени
Нередко человеку сложно в одиночку находить мотивацию для дел. Поэтому стоит выбрать партнера по избавлению от лени. В качестве него может выступать твой парень или лучшая подруга, которые хотят тебе помочь или им самим не хватает мотивации.
Теперь объясним, как взаимодействовать со своим партнером. Все просто: обещай ему выполнить что-то в установленные сроки. Также придумайте систему штрафов за невыполненное обещание — это может быть небольшая денежная сумма или выполнение несложного желания.
К примеру, ты давно хочешь разобрать гардероб, но тебе совершенно лень это делать. Пообещай подруге, что пришлешь фото разобранных и сложенных вещей в субботу, в 16.00. И если ты этого не сделаешь, то вы идете в кафе за твой счет.
По словам американского психолога Тимоти А. Пихла, люди склонны браться за дела, когда кому-то пообещали их выполнить, так как не хотят сталкиваться с чувством вины или выглядеть неудачниками в глазах других людей. К тому же, даже если стратегия сработает не сразу, после нескольких штрафов тебе вполне может не захотеться сталкиваться с ними вновь.
2. Переоденься
Этот совет особенно актуален для тех, кто работает удаленно или не видит повода вылезать из пижамы в выходные. Психолог Карен Пайн из США объясняет:
Доктор Пайн предлагает завести несколько комплектов для разных случаев, которые могут вызывать у тебя лень. Например, одну домашнюю футболку и брюки сделать вещами для уборки и приучить себя наводить порядок в них. Когда привыкнешь, нужно будет всего лишь переодеться, чтобы получить дополнительную мотивацию на выполнение дел.
3. Начинай выполнение дел с чего-то маленького и простого
По словам психолога Чонсе Мэддокс из Австралии, люди чаще стараются отложить дела на потом, если знают, что результат увидят не сразу. Или понимают, что придется приложить много усилий, чтобы справиться с заданием. А это лишает всякой мотивации на то, чтобы приступить к его выполнению.
И доктор Мэддокс предлагает воспользоваться небольшой хитростью. Перед тем, как приступить к большому делу, выполни какое-то маленькое и простое. Например, перед тем, как начать писать отчет, ответь на несколько типовых сообщений по электронной почте, которые не займут много времени. Или до того, как разобраться с беспорядком на балконе, полей комнатные растения.
По словам доктор Мэддокс, чувство, что с чем-то справилась нередко запускает цепную реакцию и дает ощущение, что любое дело будет тебе по плечу.
4. Геймифицируй утомительные задачи
Геймификация — это прием, который используется во многих компаниях для того, чтобы заинтересовать сотрудников и сделать их более вовлеченными в работу. Он заключается в том, чтобы в повседневные задачи внести элемент игры. А еще этот прием пригодится, чтобы помочь справиться с ленью детям.
Создай систему подсчета очков: каждому делу присвой определенный балл в зависимости от сложности. Например, разложить вещи по местам — 1, постирать и повесить белье — 2, помыть плиту и кухонные приборы — 4.
Также установи вознаграждение за набранное количество баллов. Вычислить его просто: запиши дела, которые нужно обязательно выполнить за неделю и сложи их баллы. На неделе записывай, что сделала, а в воскресенье подсчитай получившийся результат. Если он совпал с тем, за который положено вознаграждение, воспользуйся обещанным себе приятным бонусом. А если баллов оказалось меньше и некоторые дела ты все же поленилась делать, попробуй снова на следующей неделе.
5. Разбивай задачу на мелкие части
Нередко причиной лени становится страх перед большим делом, которое нужно выполнить. Но если рассмотреть его в качестве нескольких небольших задач, приступить к нему будет гораздо проще. А еще после них обязательно сделать небольшой перерыв, чтобы немного отдохнуть, но не потерять мотивацию завершить дело.
6. Думай о преимуществах, а не о сложности дела
Способ мышления нередко становится причиной, почему лень берет над человеком верх. Гораздо проще взяться за какое-то дело, если думаешь о том, сколько пользы и удовлетворения принесет его выполнение.
Простой пример: тебе очень лень мыть посуду. Но когда понимаешь, что только этого дела не хватает, чтобы кухня была красивой и чистой, легче за него приняться. А вот если начинаешь думать о том, что на это придется потратить полчаса времени, так как посуды много, а еще приложить усилия, чтобы оттереть кастрюлю и сковородку, желание приступать к мытью пропадает.
Соответственно, стоит думать о преимуществах результата, а не о затратах и сложности того, что тебе предстоит сделать.
7. Выполняй одно дело за раз
Многозадачность может способствовать лени. Поэтому стоит составлять план работ так, чтобы выполнять одно дело за раз. Так ты будешь чувствовать себя менее уставшей и сможешь сконцентрироваться на задаче полностью. А заодно и выполнить все, что запланировала.