Карьера
27 мая, 2019

Борьба за план: почему не стоит превращать свой офис в «Игру престолов»

Эффект Серсеи: как бизнес превращает коллег во врагов.
Хитрые маневры и предательство хорошо работают в мире Вестероса, но в реальной жизни такое поведение редко помогает добиться успеха. Руководители компаний часто создают и поощряют конкуренцию среди своих сотрудников, чтобы увеличить их вовлеченность и стимулировать мотивацию. Однако, как считает ассистентка профессора маркетинга Стэндфордской высшей школы бизнеса Сю-чи Хуан, жестокое соперничество в конечном итоге мешает достигнуть целей и снижает продуктивность работы компании. Heroine разобрался, как конкуренция вредит отдельным сотрудникам и всей команде.

Теряется взаимная поддержка и командный дух

В 2015 году Хуан и ее коллеги опубликовали статью в Журнале потребительских исследований (Journal of Consumer Research). В ней рассказывается о результатах наблюдения за участниками Weight Watchers – методики для похудения.Как правило, в начале люди, объединенные общей проблемой, сближаются и поддерживают друг друга. Но по мере приближения к цели они стали отдаляться и реже приходить на встречи. Хотя в данном случае участников никто не сталкивал лбами, со временем они начали относиться друг к другу, как к конкурентам. Людям сложно не сравнивать себя с окружающими, а это неизбежно приводит к соперничеству.
Важный негативный эффект внутренней конкуренции – потеря взаимной поддержки и помощи. Вместо того чтобы работать над достижением общей цели, сотрудник тратит энергию и силы на то, чтобы отслеживать результаты работы своих конкурентов, искать у них ошибки и сравнивать со своими.
В случае с участниками Weight Watchers исследователи предположили, что на них могло повлиять не только чувство соперничества, но и сам факт того, что они похудели, отчасти справились с проблемой и уже не так нуждались в поддержке. Чтобы понять, насколько давление конкуренции сказывается на поведении людей, Сю-чи Хуан и сотрудники Сингапурского университета управления и Пекинского университета провели еще несколько экспериментов. О результатах мы расскажем в следующем пункте.

Работники теряют из вида первоначальную цель

Ученые придумали эксперимент, в котором испытуемые выполняли разные творческие задания и играли в игры, чтобы заработать подарочные карты Amazon. Людям сказали, что каждый, кто наберет определенное количество баллов, получит приз. Участники выступали в парах и могли сделать шаги, которые повлияют на оценки их партнеров.

Выяснилось, что по мере того как испытуемые приближались к призу, они предпринимали попытки помешать своему партнеру. Более того, как правило, они выбирали задания, которые, как им казалось, могут выполнить лучше партнера, причем даже если этот выбор в целом приведет к более низкому баллу для обоих.

По мере того как люди приближаются к цели, они могут изменить свое внимание, — объясняет Хуан. — Они в конечном итоге фокусируются на расстоянии между ними и их партнерами, а не на своем собственном расстоянии до цели.

По словам исследовательницы, такой подход имеет смысл в реальной конкуренции, когда успех человека определяет его положение относительно соперника: вы можете оба не получить карту Amazon, но, если у тебя больше баллов, чем у партнера, ты уже победила.

Но люди, которые создают псевдосостязание без объективной необходимости, поступают нелогично. Они забывают, что реальная цель — не прийти первым, а достигнуть определенного результата. Их работа превращается в воображаемую личную конкуренцию.

1Читать по теме:Почему женщины боятся конкурировать на работе

Конкуренция может привести к потере эффективных сотрудников

В конечном итоге нездоровая конкуренция в офисе скажется на общей продуктивности компании и может привести к потере ценных сотрудников. Работать в напряженной обстановке некомандного коллектива психологически сложно. Кроме того, в процессе соперничества человек может начать чувствовать, что его оценивают несправедливо, он достоин большего и решит покинуть компанию.

Такие подковерные игры нарушают корпоративную этику и культуру.

Как создать здоровую конкуренцию

Чтобы конкуренция стала продуктивной, она в первую очередь должна быть управляемой.

Руководству компании стоит разрабатывать такие конкурсы и системы оценки, которые помешают попыткам отдельных сотрудников саботировать своих коллег. Иначе такие диверсанты будут препятствовать и своей, и чужой продуктивности.

Во внутренней конкуренции не должно теряться ощущение общей цели. В противном случае, отделы и сотрудники начинают работать по принципу «каждый за себя», выполняя свою часть работы и не заботясь о том, к какому результату в целом это приведет.

По мнению исследователей, лучший вид конкуренции – конкуренция с самим собой: когда сравниваются не успехи двух сотрудников, а прошлый и настоящий результат одного и того же человека. Это стимулирует людей к профессиональному росту и при этом не провоцирует личную неприязнь.

Как ты считаешь, что эффективней: конкуренция или сотрудничество?
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: