Свобода, равенство, мэйкап: бьюти-тренды, ставшие символами освобождения

Дарья Харченко
Дарья Харченко
0
Сентябрь 15, 2016
0

За модными тенденциями, которые, якобы, определяют современную бьюти-рутину, меняют взгляды на то, что актуально и расширяют возможности самовыражения, часто стоит не просто желание стать красивее, а социальные и политические мотивы. Одежда и внешний вид всегда служат зеркалом реалий окружающего мира для тех, кто внимателен достаточно, чтобы это заметить. Еще совсем недавно в сети появилась новость о том, что Вупи Голдберг и Роуэн Бланчард использовали одежду в качестве выражения своих политических взглядов на церемонии открытия модного показа Весна/Лето 2017-го в Нью-Йорке. Их идеей было показать процесс становления демократии в Америке и разнообразие внешности людей, принимающих участие в ее развитии. И так было всегда. Именно поэтому мы решили собрать самые популярные бьюти-тренды, за которыми стояли идеи и общественные движения, изменившие мир.

Красные губы, суфражистки, 1912

0000

В 19 веке носить косметику на публике считалось непристойным, а те, кто использовал мэйкап ассоциировались с проститутками. Но когда суфражистки Элизабет Кэди Стэнтон и Шарлотта Перкинс Гилман появились с красными губами на избирательном движении 1912-го в Нью-Йорке, поддерживая право женщин участвовать в выборах, красная помада стала символом эмансипации. Разумеется, отношение к красной помаде не изменилось за одну ночь. Только в 1915-м году в Соединенных Штатах вышел закон, разрешающий женщинам носить косметику «для того, чтобы создать ложное впечатление».

Боб, следующий шаг феминисток, 1915

1В эпоху, когда женщины воспринимались как декоративные объекты в нелепых корсетах, короткие стрижки считались признаком болезни или несчастного случая. Первая мировая война показала женщин в мужских ролях, работающих на фабриках и полях. Привычный женский дресс-код оказался непригодным для новых условий жизни. Ситуация получила развитие, когда танцовщица Айрин Касл впервые появилась на публике с коротко подстриженными волосами в 1915-м, заявив о том, что такая прическа более практична. Многие парикмахеры отказывались стричь женщин, а те, кому все же удалось сделать новую прическу, были уволены с таких должностей, как учитель и клерк.

Зазу, борьба с фашизмом, 1940-е

2Субкультура зазу появилась во Франции во время Второй мировой войны в качестве протеста против деятельности кампании Виши и их сотрудничества с Третьим Рейхом. В военное время группа молодых людей, зовущих себя «зазу» и вдохновленные творчеством французского композитора Эктора Зазу, носили яркие цвета, полосатые чулки, броский макияж и выбеленные химией волосы. Их провокационный стиль был прямым восстанием против консерватизма нацистской идеологии. Кристиан Диор написал о них в своей автобиографии:

Я не сомневаюсь, что стиль «зазу» ориентировался на желание восстать против сил оккупации.

Афро, афроамериканское гражданское движение, 1960-е

8

До движения за гражданские права афроамериканцы носили прически, адаптированные под стандарты доминирующего общества белых. Только прямые волосы, светлые глаза и такая же светлая кожа считались красивыми. Но ценители черной эстетики оттолкнули от себя европейские эталоны красоты и перестали быть объектом шейминга, раз и навсегда отказавшись выпрямлять волосы химическим способом.

Волосы на теле, феминистское движение, 1970-е

3После Второй мировой войны, когда бикини стали настоящим мейнстримом, женская сексуальность потерпела некоторые модификации. Новые стандарты красоты заявили об идеальном теле, лишенном любых намеков на волосяной покров. Такой образ женщины стал появляться на рекламных афишах и в кино. На почве данной тенденции возникло феминистское движение, пропагандирующее свободу решать самостоятельно, каким должно быть тело. Этот бунт стал мотивом для певицы Патти Смит продемонстрировать свои небритые подмышки на обложке альбома «Easter». Тони Гленвиль креативный директор лондонского модного колледжа, заявил, что отказ от удаления волос —
это восстание, стремящееся уменьшить гендерную пропасть.

Ирокез, социальное восстание, 1970-е

4Ирокез уходит своими корнями к коренным американцам, которые стилизовали свои волосы таким образом, чтобы соседние племена перестали забирать человеческие волосы в качестве трофеев. Позже такая прическа была перенята десантниками, желающими запугать своих противников во время Второй мировой войны, а после ирокез ознаменовал движение панков, став символом оппозиционных взглядов и гендерной идентичности.

Chapatsu, японский бунт, 1990-е

10

Смена цвета волос стала популярной в 90-х, когда японские студенты начали обесцвечивать свои волосы до коричневого цвета и менять цвет кожи, опять же, в качестве протеста принятым стандартам красоты. Волосы чайного цвета были актом отвержения азиатских ценностей, а бунтари, часто обоих полов, подвергались исключению из школ и общественному порицанию. В 1996-м году офицер полиции был уволен за то, что вылил кружку пива на голову подростка с коричневыми волосами, а японская бейсбольная команда «Yakult Swallows» была дисквалифицирована за отвлекающий цвет волос ее игроков.

Тайные салоны, Талибан, 1990-е

5Во время движения Талибан в Афганистане, в период с 1996-2001, женщины подвергались серьезным гонениям из-за использования косметики и посещения салонов красоты. В октябре 1996 женщине с накрашенными ногтями отрезали кончик пальца. Но даже этот вопиющий акт агрессии не остановил революцию. Женщины рисковали своими жизнями, пытаясь освободиться от тирании, организовывая тайные школы и салоны для женщин и девушек, желающих ухаживать за собой. Каждая расческа и пузырек с тушью были актом протеста и желанием иметь возможность зарабатывать своим собственным трудом, в данном случае, создавая красоту.

Отрезанные волосы, Египетский протест, 2012

625-го декабря 2012-го года женщины Египта демонстративно отрезали свои волосы на площади Тахрир в Каире в знак протеста против ущемления прав женщин. Мона Абдель была одной из восьми женщин, протестующих против новой, основанной на шариате, Конституции, позволяющей мужчинам брать в жены девочек в возрасте девяти лет. На площади женщины организовали перформанс, который заключался в том, что представительницы протеста заткнули своими волосами рты, как символ их невольного молчания, а затем отрезали их.

Радуга на ногтях, ЛГБТ, 2013

9

Во время Чемпионата мира по легкой атлетике, который проходил в России в 2013-м, две шведские спортсменки выдвинули протест против нового закона, запрещающего пропаганду гомосексуализма перед несовершеннолетними. В поддержку ЛГБТ движения спортсменка по прыжкам в высоту Эмма Грин Трегаро и бегунья на дистанцию 200 метров Моа Ельмер покрасили свои ногти в цвета радуги. Фотографии, выложенные спортсменками в Инстаграм, набрали 12 000 лайков. Сами атлетки заявили следующее:

В спорте необходимо уважение и единение, и этот случай — идеальная возможность это показать.

X