Рассматривай ситуацию со стороны
Часто причиной беспокойства является страх, и не всегда он имеет рациональную природу. Ведь одно дело переживать, когда ребенок попал в беду или его обижают в школе, а другое — когда в его жизни все в порядке.
В момент беспокойства важно учиться себя останавливать и распознавать, является ли оно обоснованным. Отучай себя от привычки размышлять, задавая себе вопрос: «А что, если?» Вместо этого проверяй свои мысли на реалистичность: пробуй находить весомые аргументы, которые могут подтвердить твои опасения. И если их нет, переключай внимание на что-то позитивное или займись делом, которое займет твое внимание. А о других способах справиться с негативными мыслями можешь узнать в этом материале.
Наблюдай, а не катастрофизируй
Когда замечаешь, что у ребенка какие-то проблемы, например он поссорился с другом, не катастрофизируй. Вместо того чтобы думать: «Это ужасно, они никогда не помирятся, он будет страдать», остановись и позволь себе просто понаблюдать за ситуацией. Скажи себе: «Я сочувствую своему ребенку. Трудно иметь недопонимание с другом. Я позволю ему постараться разобраться в этой ситуации и окажу помощь, когда он попросит».
Приветствуй неудачу, а не бойся ее
Больно видеть, как твой ребенок терпит неудачу. Но стоит помнить, что ошибки дают важные жизненные уроки и помогают ему развиваться. Вместо того чтобы бояться неудач и постоянно стараться оградить от них ребенка, стоит научиться воспринимать их в положительном ключе. К тому же, показывая детям, что в ошибках нет ничего плохого, ты помогаешь им вырасти стойкими, не боящимися совершить оплошность и ответственными.
К примеру, твой ребенок собирается в художественную школу и ты переживаешь, все ли инструменты для рисования он положил в свой рюкзак. Вместо того чтобы самостоятельно бросаться проверять портфель, спроси: «Ты сложил все, что нужно для завтрашнего урока? Если у тебя не окажется нужных красок и карандашей, ты не сможешь нарисовать то, что попросит учитель, и придется отрабатывать плохую оценку». Так ты расскажешь ребенку о последствиях, которые его ждут, если он совершит ошибку, но в то же время позволишь ему самостоятельно разобраться с возможной проблемой и не допустить ее.
Откажись от части контроля
Не все вещи в жизни ребенка ты можешь контролировать, и это нормально. Поэтому важно учиться отпускать ситуации и позволять ему самостоятельно пытаться справиться с неприятностями.
К примеру, если он грустит из-за того, что не выучил стихотворение и получил плохую оценку в школе, не стоит заставлять его делать домашнюю работу при тебе и рассказывать стих вслух, чтобы ты убедилась, что он его запомнил. Вместо этого поговори с ребенком о том, почему важно исправлять свои ошибки, и предложи ему помощь. И если он от нее откажется, прими это как факт и не настаивай слишком сильно.
О других способах избавиться от потребности контролировать все вокруг мы рассказывали здесь.
Не забывай о себе
Иногда родители так беспокоятся о детях, что вкладывают в них все свое время, силы и энергию. У них не остается ничего для себя, что приводит лишь к усилению тревоги и плохому моральному самочувствию. Конечно, ребенок — это твоя забота и ответственность, но и о себе не стоит забывать.
К примеру, обеспокоенная мама переживает, что ее сын выглядел разочарованным из-за того, что его встретил из школы папа, а не она, так как ей было необходимо сходить к доктору. Она думает: «Может быть, стоило перенести визит к врачу, чтобы мой ребенок был более счастливым?»
Такое размышление неправильно по нескольким причинам. Во-первых, ты не можешь постоянно нести ответственность за чувства других людей. Во-вторых, здоровье — это то, что нельзя откладывать на потом. И в-третьих, такой подход может негативно отразиться на представлениях ребенка о заботе о себе. А еще сделать его слишком требовательным к родителям.
Скажи себе: «Да, мой сын расстроился, но визит к врачу — это то, что нельзя откладывать на потом. Я объясню ему, почему это важно, и дам понять, что некоторые вещи в жизни нужно делать сразу. И что не всегда он сможет получать то, что хочет, по первому требованию».