Культура

Что нужно знать о «золотом веке Голливуда»

11096
0
В начале мая на Netflix вышел мини-сериал «Голливуд» — ироничная и бодрая фантазия на тему того, что, если бы в Голливуде 40-х был бы возможен фильм с темнокожей девушкой в главной роли по сценарию гомосексуального темнокожего паренька. В реальности американская киноиндустрия тех лет была расистской, гомофобной и сексистской, и это наследие ей не удалось до конца преодолеть до сих пор. Рассказываем, что нужно знать о Голливуде середины 20 века, чтобы лучше понять сериал и всю современную киноиндустрию США.

«Золотой век Голливуда»

«Золотой век» или «классический Голливуд» — так называют период в истории американского кинематографа, который пришелся на 1930-1950-е годы. В это время кинематограф в стране достигает небывалого расцвета , кинозвезды представляются в глазах аудитории небожителями, а сами фильмы диктуют моду, нравы и становятся основным способом развлечения.

Популярность кинематографа именно в этот период обусловлена в первую очередь появлением звукового кино. «Золотой век» подходит к концу из-за развития телевидения, с распространением которого востребованность кинотеатров резко снизилась и киностудии оказались в кризисе.

Студийная система

К началу 30-х годов прошлого века в Голливуде сформировалась система, при которой практически всю киноиндустрию контролировали несколько крупных компаний. Сначала это была «большая пятерка»: MGM, Paramount, Fox, Warner Bros., RKO. К середине 20 века 95% рынка оказалось под контролем 8 студий.

Кинотресты монополизировали весь процесс кинопроизводства – от создания картины до ее дистрибуции. Они заключали долгосрочные контракты с режиссерами, съемочными командами, актерами. Кинокомпании-монополисты могли свободно манипулировать ценами на билеты. Киномагнаты даже решали, как распределить крупные профессиональные награды.

Борьба со студийной системой началась в 1938 году, когда антимонопольное ведомство инициировало судебный процесс против Paramount Picture. Дело решилось только в 1948-м, когда Верховный суд США признал, что компания нарушила закон о свободной конкуренции, и предписал ей разделить производственные мощности. С этого момента начинается крушение монополий киностудий в Голливуде.

Звездный конвейер

Студийная система создала целый конвейер по производству кинозвезд. Студии подписывали контракты с начинающими актерами и актрисами, а затем получали полную власть над ними. Им придумывали новые имена, корректировали биографию, создавали имидж, учили профессиональным навыкам. Связанные контрактом, актеры становились заложниками своих образов и были лишены личной свободы: где сниматься, как выглядеть и вести себя на публике, что говорить в интервью, когда работать, а когда отдыхать за них решала студия. Нарушение контракта влекло за собой крупные штрафы и зачастую могло закрыть актеру дорогу в кинематограф.

Кодекс Хейса

В начале 20 века кинематограф воспринимался как занятие с сомнительной нравственной репутацией, что, впрочем, не сильно помешало ему стать популярным. В 20-х годах происходит несколько крупных скандалов с участием голливудских звезд, и киностудии подвергаются жесткой критике со стороны политических, общественных и религиозных организаций.

Кинопроизводители решают не ждать, когда государство начнет цензурировать их деятельность, и взять этот процесс в свои руки. Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов приглашает политика-республиканца Уильяма Хейса, чтобы он разработал для них свод нравственных правил. Для их соблюдения был создан специальный комитет. Кодекс Хейса вплоть до 60-х годов был основным стандартом цензуры американского кинематографа.

В основном кодекс Хейса предписывал транслировать на экране традиционные ценности и запрещал фильмам «снижать моральные стандарты тех, кто их видит». В кино не допускались обнаженные сцены, экспрессивные выражения, сексуальный контекст там мог появиться только в отрицательной коннотации. Среди других запретов: сцены родов, показ белого рабства, изображение межрасовых и гомосексуальных отношений, высмеивание духовенства. Также был ряд негласных запретов — то, что могло оказаться в фильмах, но было нежелательным: наркотики, пытки, мятежи, поджоги, хирургические операции, сомнительные действия с флагом и тому подобное.

В первые годы кодекс не особо соблюдался, пока в 1934 году не появилась поправка, согласно которой все фильмы должны были получать свидетельство о допуске к прокату. Следующие 30 лет кинопроизводители строго придерживались требований кодекса Хейса.

Читать по теме:КультураКак женщин вытеснили из кинематографа

Расовая дискриминация, гомофобия, сексизм, домогательства

Хотя эту эпоху Голливуда и называют «золотой», ценности того времени были далеки от идеала, и на этом во многом сделан упор в сериале «Голливуд». Строгий этический кодекс Хейса остался в истории скорее как символ ханжества той эпохи, так как по сути содержал много сексистских, расистских и других дискриминационных требований.

Из-за гомофобии, царившей в то время, многим голливудским актерам приходилось скрывать свою ориентацию. В сериале рассказывается об одном из них – Роке Хадсоне.

Расовая дискриминация была обычным явлениям. Чернокожая актриса могла рассчитывать только на роль служанки или рабыни, азиатские актеры играли в основном злодеев, но даже в этом случае увидеть их на экране можно было не часто.

Тогда активно использовалась практика вайтвошинга – замены героев, которые представляют этническое меньшинство, белыми актерами. В фильме «Благословенная земля» о борьбе китайских фермеров за выживание, главные роли исполнили американские актеры.

Еще одной приметой той эпохи, о которой не говорили вслух, были домогательства. Владельцы кинокомпаний, режиссеры, агенты и другие авторитетные люди в киноиндустрии обладали неограниченной властью и не стыдились использовать ее в своих грязных целях.