Культура

Как женщин вытеснили из кинематографа

5611
0
Хотя голливудская киноиндустрия, безусловно, становится более разнообразной в гендерном и расовом отношении, говорить о равноправии в ней пока не приходится. Женщинам сложнее занять руководящую должность в кинокомпании, найти инвесторов для своего фильма, их работы гораздо реже показывают на фестивалях и номинируют на премии.

«Пленочный потолок» существует очень давно, но так было не всегда: именно женщины активно участвовали в зарождении киноиндустрии, становились первыми режиссерами, сценаристами и владелицами студий. Расскажем, как так вышло, что их вытеснили из кинематографа.

Женщины на заре кинематографа

Сейчас в это сложно поверить, но, когда киноиндустрия только зарождалась – в конце 1890-ых, 1910-ых годах – это была одна из немногих отраслей, где женщины могли занимать руководящие должности. Нестабильная работа, требующая дополнительного обучения прямо в процессе, давала неплохие возможности девушкам, которые были отстранены от большинства других производственных областей. В кинопроизводстве они осваивали много разных навыков и становились универсальными специалистами.

Как пишет автор книги «Женщины-кинематографисты на заре Голливуда» Карен Махар:

В основном их нанимали из театра, где они привыкли делать все эти разные вещи сразу… Многие женщины в театре тоже были одновременно и менеджерами, и режиссерами, и эти роли перешли в киноиндустрию.

До начала 20 века мир знает только одну женщину-режиссера – автора первого фантастического фильма Алис Ги-Бланше. Однако с начала 1900-ых индустрия активно пополнялась девушками: они были режиссерами, продюсерами, сценаристами, редакторами, художниками по костюмам, актрисами, владельцами и менеджерами театров.

История кинематографа первого 20-летия ХХ века сохранила немало женских имен: Мэйбл Норманд, Ида Лупино, Лоис Вербер, Жермен Дюлак, Мими Дебра, Рут Энн Болдуин. Однако этот период был очень коротким – уже после 1920-го года и до 40-ых в Америке остается лишь одна активно работающая женщина-режиссер: Дороти Арзнер. Она же стала первой женщиной, которая присоединилась к Гильдии режиссеров Америки, образованной в 1936 году.

Искусство превращается в бизнес

В 1920-е годы Голливуд приходит к подходу в кинопроизводстве, главными принципами которого являются консолидация, максимальная эффективность и прибыль. Уолл-стрит начинает инвестировать в кино, студии — конкурировать за инвесторов и зрителей. Создание фильмов превращается в бизнес, и женщин стали активно вытеснять из него.

К концу 20-ых годов вместо сотен самостоятельных кинопроизводств остаются 20 киностудий, а в конечном итоге их количество сокращается до большой пятерки: 20th Century Fox, RKO Pictures, Paramount Pictures, Warner Bros. и Metro Goldwyn Mayer. Они доминировали на рынке и владели каналами дистрибуции – так продолжалось до краха студийной системы и подъема движения за гражданские права женщин в 1960-ых годах.

После 60-ых появляется больше независимых и экспериментальных фильмов, но женщин-режиссеров в них не так уж много. Телевидение наращивает влияние, производство кинокартин снижается. Студии боятся потерять прибыль и аудиторию – а потому не хотят рисковать, показывая нетрадиционные истории и привлекая к работе людей без прочной репутации. Учитывая, что женщины много лет до этого были исключены из кинопроизводства, они потеряли всякую возможность конкурировать с мужчинами.

Киноиндустрия нового времени

В новом веке киноиндустрия все еще остается расово и гендерно неравноправной – особенно активно об этом заговорили в прошлом году. Чтобы понять, насколько все плохо, достаточно посмотреть на главные кинопремии и фестивали.

Так, за 91 год существования «Оскара» в категории «лучшая режиссура» были представлены только пять женщин: Лина Вертмюллер с фильмом «Паскулиано: «Семь красоток» в 1977 году; Джейн Кэмпион с фильмом «Пианино» в 1994 году; София Коппола с фильмом «Трудности перевода» в 2004 году; Кэтрин Бигелоу с фильмом «Повелитель бури» в 2010 году и Грета Гервиг с фильмом «Леди Берд» в 2018 году. Из них только одна Кэтрин Бигелоу удостоилась награды. Между тем за это же время более 400 мужчин-режиссеров были номинированы на «Оскар», 68 из них выиграли.

В докладе Центра по изучению женщин в области телевидения и кино 2017 года говорится, что 23 главных кинофестиваля 2016-2017 годов представили только 6 художественных фильмов, срежиссированных женщинами, и 18 фильмов мужчин-режиссеров.

По мнению продюсера Деборы Калла, председателя Комитета по разнообразию Гильдии продюсеров Америки и женской сети «Западное побережье», важная причина такой слабой представленности женщин-режиссеров на кинофестивалях и премии в том, что они в целом выпускают меньше фильмов.

Это создает замкнутый круг: женщинам сложнее получить финансирование и пробиться в индустрии, из-за чего они выпускают меньше фильмов – их реже показывают на фестивалях и награждают премиями – слабая представленность в медиа и индустрии не дает им возможность привлечь инвесторов.В последние годы, во многом благодаря движениям #MeToo, #OscarsSoWhite, #GenderEquality и другим подобным инициативам, в киноиндустрии происходят качественные сдвиги в сторону гендерного и расового равноправия. По словам основательницы компании Film Fatale, которая выступает за гендерное равенство в отрасли, Лии Мейерхофф, за последние три года она видела больше активности, чем за предыдущее десятилетие. Тем не менее прогресс заметен, скорее, в сфере независимого кино, чем в основной индустрии. Независимые фестивали и потоковые сервисы предоставляют больше возможностей женщинам, а в кассовом кино по-прежнему властвуют мужчины.

Допустить больше девушек к созданию фильмов важно не только для соблюдения их прав. В конечном итоге гендерное неравноправие в индустрии влияет и на нас, зрителей, — мы теряем знания, коллективный опыт половины населения планеты, а вместе с ним и лишаемся историй, которые могут рассказать женщины, их взгляда на жизнь.