1. Добросовестные люди чаще экономят, чем тратят
Добросовестными называют людей, которые честны и старательны при выполнении какого-либо дела. И эта черта характера находит отражение во всех аспектах жизни, в том числе в отношениях с деньгами.
По данным американского исследования, опубликованного в Журнале неврологии, психологии и экономики в 2022 году, такие люди склонны чаще экономить и с умом тратить финансы, чем спускать деньги на импульсивные и ненужные покупки. Кроме того, такая покупательская привычка также присуща тем, кто не слишком открыт для нового опыта и перемен.
2. Экстраверты склонны к импульсивным и дорогим покупкам
Исследование, проведенное британским ученым Джо Гладстоном в 2019 году, показало, что экстраверты склонны тратить больше средств на покупки, чем люди с интроверсией. И это вполне объяснимо. По словам исследователя, экстраверты постоянно находятся в социуме — из-за этого они тратят больше денег на одежду, украшения, развлечения и другие аспекты, связанные с обществом и комфортным ощущением себя в нем. Причем, их покупки нередко бывают спонтанными и импульсивными, а также дорогостоящими.
Исследование Гладстона затрагивало не только обычные покупательские привычки, но и те, что проявляются, когда люди готовятся к Рождеству и приобретают подарки. Экстраверты-участники эксперимента показали, что тратят на приятные мелочи для друзей и знакомых гораздо больше, чем группа интровертов. И дело не только в количестве социальных контактов — даже при одинаковом числе персон, которым предназначались подарки, склонность к экономии и тратам у групп сохранялась.
3. Чрезмерно экономные люди могут бояться чувствовать себя уязвимыми
Некоторые люди чувствуют себя очень некомфортно, когда думают о том, что им придется потратить некоторую сумму денег даже на нужные вещи. И дело может быть вовсе не в скупости или нехватке средств.
По словам Скотта Рика, доцента Мичиганской школы бизнеса Росса в США, люди, испытывающие стресс от того, что приходится тратить деньги, могут бояться почувствовать себя уязвимыми. Это ощущение ассоциируется у них с уменьшением количества финансов.
Скотт Рик добавляет:
Люди могут так беспокоиться о будущем и бояться, что из-за нехватки денег почувствуют себя слабыми и беспомощными, что не позволяют себе радоваться настоящему моменту.
В некоторых случаях они склонны отказывать себе во всем, даже если покупка является важной необходимостью, а не сиюминутным желанием. Также, по словам Рика, люди, которые боятся почувствовать себя уязвимыми из-за финансов, действуют более рационально и больше планируют, а также обдумывают трату средств.
4. Экономные люди могут бороться с повышенным уровнем тревожности и беспокойством
Согласно исследованию, проведенному в Великобритании в 2019 году, люди, склонные к тревожности и беспокойству, чаще всего оказываются экономными. Выделив такую группу участников эксперимента, ученые проанализировали, как они распоряжаются своими финансами.
Выяснилось, что у «невротиков» — так обозначили группу, сумма взносов по ипотеке чаще всего была минимальной — они не старались вложить больше, так как, согласно проведенному опросу, опасались, что это приведет к нехватке денег на повседневные нужды. В целом взаимосвязь тревожности и склонности к экономии проявлялась во всех финансовых аспектах от планирования до выбора и способа оплаты покупок.
5. Одинокие люди склонны к покупкам для настроения
По словам американского психолога Анны ЛеМинд, люди, которые чувствуют себя одиноко, чаще совершают покупки для настроения. Они приобретают одежду, украшения или вещи, которые считают милыми. Такие приобретения поднимают настроение и заставляют ненадолго забыть о негативных чувствах, связанных с одиночеством.
К сожалению, долгосрочного эффекта улучшения эмоционального состояния от покупок получить невозможно — нередко это оборачивается желанием чаще приобретать товары, чтобы почувствовать себя лучше. А это может привести к шопоголизму и необоснованным тратам.
6. Дорогостоящие покупки могут быть признаком желания самоутвердиться
Исследование, проведенное психологом Джиллом Санди в 2011 году, показало, что за желанием приобретать дорогостоящие вещи может скрываться стремление к самоутверждению. А также желание показать окружающим свой социальный статус и возможности.
Такое демонстративное потребление заставляет человека ставить интерес в самоутверждении выше, чем разумный подход к приобретению товаров. Он не будет рассматривать их в соотношении «цена – качество» или искать более выгодные предложения из-за того, что хочет показать, что может позволить себе дорогостоящие покупки здесь и сейчас.
Примечательно, что, по результатам исследования, к такому поведению чаще всего склонны мужчины, которые заинтересованы в том, чтобы найти партнершу. Причем не для длительных, а для краткосрочных отношений, связанных с интимным интересом. Поэтому стоит получше присматриваться к намерениям парня, который всеми силами старается демонстрировать, что может приобрести все, что пожелает, не слишком заботясь о финансовой стороне вопроса.