Не заботился о мнении окружающих
Джеймс родился в Энфилде — пригороде Лондона — здесь же учился в элитной школе. Большое внимание там уделяли ученикам с задатками музыкантов и даже выдавали особые галстуки за заслуги в творчестве. Джеймсу он не достался — мальчик предпочитал оставаться в уединении вместо того, чтобы участвовать в местном хоре или играть в оркестре. Сам Блейк вспоминает, что в те времена он носил челку, любил джаз и ничего не смыслил в девчонках.
Джеймс с детства мечтал быть профессиональным пианистом — совсем как Арт Тэйтум, джазмен 40-х — его кумир. При этом парню не нравилось отношение к музыке в родном городке:
При этом Блейк не хотел оставлять надежду на то, что со временем он будет зарабатывать с помощью хобби, поэтому поступил в Университет Голдсмитс, где продолжил музыкальное образование. Выбранный курс разочаровал студента, да и в группе он чувствовал себя, мягко говоря, белой вороной. Сухие академические правила оказались для него слишком скучны.
Танцевальная музыка же перевернула жизнь Джеймса с ног на голову: впервые он, юноша, привыкший к рок-подборке отца, услышал в 2007 году в клубе Брикстон на чьей-то вечеринке дабстеп. Многие из его приятелей смылись с танцпола, не поняв рваного ритма: Блейк стоял, словно ошеломленный, и слушал.
Открыто заговорил о проблемах
Опыт, полученный в клубе, вдохновил Джеймса — он начал выступать с диджей-сетами, треки для которых записывал в родительской спальне. Его дебютная композиция Air & Lack Thereof тут же попала в ротацию радио BBC 1 — она же гарантировала музыканту признание в комьюнити.
При этом альбом James Blake 2011 года критики разгромили в пух и прах. Блейк ошарашен, но уже от того, как ловко подменяются понятия в мире музыки и как любимец публики вмиг может получить порцию ненависти прямо в лицо:
Примечательно, что в этой пластинке Джеймс изменил привычному стилю, смешав пост-дабстеп, соул и электро-R&B. Тут же он впервые открыто высказался о психологических проблемах, царящих в семье:
— поет он в композиции I Never Learnt to Share.
На самом деле Блейк был единственным ребенком в семье: эта строчка отражала метафору его одиночества.
Расправил крылья в Калифорнии
Второй альбом — Overgrown — Блейк записывал уже не в тишине родительского дома, а в перерывах между выступлениями в концертном туре, едва успевая сделать работу к сроку. Здесь он также пел о том, что беспокоило больше всего: об одиночестве, тоске и эмоциональных проблемах — так Джеймс бессознательно создавал образ «парня, который всегда грустит». Это, к слову, отразилось и на восприятии альбома слушателями: в музыкальном плане Блейк полностью переменился, вновь позволил себе эксперименты со стилем. В эмоциональном плане пластинка оказалась куда тяжелее всех предшествующих ей треков. Джеймсу хотелось уже не славы, а избавления от надоевшего типажа:
Ближе к выпуску Colour In Anything Джеймс перебрался в Лос-Анджелес, где стал участником неожиданных коллабораций и завел необычные для себя знакомства. Тут же он начал новые отношения, записал несколько треков с Бейонсе, подружился с Канье Уэстом. С рэпером вообще связана забавная история: музыканты хотели создать совместный трек, но Джеймс вбил в навигаторе не тот адрес и опоздал к Канье на два часа. Запись не состоялась, но Уэст дал Блейку нечто большее — веру в себя.
— вспоминал Джеймс.
Делает музыку частью своей миссии
Несмотря на многочисленные проекты с Кендриком Ламаром, Jay-Z и открытость любому опыту, Блейка продолжали считать тем еще меланхоликом. Добила музыканта рецензия журнала Pitchfork на сингл Don’t Miss It, в которой автор назвал композицию «очередной песней в каталоге грустного парня». Джеймс понял: пора наконец развеять мифы о том, как депрессия помогает творить. После самоубийства Avicii разгорелись жаркие дискуссии о мужской тревожности, и Блейк заметней остальных высказывался на эту тему: он рассказал, что известность привела его к суицидальным мыслям, стал спикером на симпозиуме PAMA, посвященном ментальному здоровью артистов. Свои наблюдения Джеймс подытожил в альбоме Assume Form и охарактеризовал пластинку следующим образом:
Возможно, то же он советует делать и другим мужчинам, не важно, белые ли они или цветные, гетеро- или гомосексуальные. Для того он и публикует эссе, рассказывает о переживаниях и поет так искренне, как вообще может — чтобы показать миру: страдают все, и это ненормально.
один из лучших