Первая женщина-режиссер в Саудовской Аравии: о борьбе с миром и обретении собственного голоса

В мае на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Красавица для чудовища». Главная героиня – автор книги о Франкенштейне Мэри Шели. Это вдохновляющая история о сильной девушке, которая бросает вызов мужскому миру и создает серьезное философское произведение. Судьба героини в чем-то похожа на жизнь режиссера картины Хаифы аль-Мансур. Она – первая женщина-кинематографист в Саудовской Аравии – стране, где до 2018 года были запрещены кинотеатры.

Любовь к фильмам в стране без кинематографа

То, что произошло с Хаифой аль-Мансур, было бы невозможно в большинстве семей в Саудовской Аравии. Дочь известного саудовского поэта Абдул-Рахмана аль-Мансура, она жила вместе с 11 братьями и сестрами. Дети получили либеральное для арабской страны воспитание. Отец показывал девочке видеофильмы с Джеки Чаном в то время, как во всей стране были запрещены кинотеатры.

Во время исламского возрождения 1980-ых годов власти Саудовской Аравии закрыли все кинотеатры в стране. Причиной запрета на публичный показ фильмов стало недовольство консервативной религиозной части общества. С тех пор, чтобы посмотреть кино на большом экране, жителям приходилось ехать в соседний Бахрейн.

Первый за 35 лет публичный показ фильма состоялся в январе этого года в рамках новой экономической программы страны. Но Хаифе удалось стать известным кинорежиссером задолго до этого.

При поддержке отца Хаифа получила степень бакалавра по сравнительному литературоведению в американском университете в Каире. Затем продолжила образование в Сиднейском университете, окончив его со степенью магистра по режиссуре и киноведению.

Хаифа обретает голос

Хаифа начала с короткометражных фильмов. Главными героями были в основном ее братья и сестры. Как рассказывает режиссер, сначала она относилась к этому, как к хобби. Никаких возможностей для создания полноценного фильма в их стране женщина не имела.

Я чувствовала себя невидимой.

— вспоминает она.

Тем не менее, один из фильмов – «Единственный выход» — получил премии фестивалей ОАЭ и Нидерландов. Следом была документальная лента о скрытых сторонах жизни арабских женщин. Фильм показали на 17 международных кинофестивалях.
Не все относились к творчеству Хаифы так благосклонно, как международные кинокритики. Ее фильм «Женщины без тени», снятый в 2005 году, вызвал много негативных отзывов среди консерваторов и был назван богохульным. Отцу режиссера присылали жуткие угрозы, одна из которых:

Ваш гроб готов, и мы постараемся найти вас.

Трудности девушку не остановили:

Иногда вы должны быть храбрыми, когда вам очень страшно. Вы просто должны пройти через это. Закрыть глаза и сделать.

«Важджа»: фильм, который помог женщинам сесть на велосипеды

И Хаифа сделала. В 2012 году она представила полнометражный фильм «Ваджда» — уникальный в своем роде. Это первый полнометражный фильм женщины-режиссера и первый художественный фильм, снятый полностью на территории Саудовской Аравии. Такое стало возможным при поддержке продюсерской компании прогрессивного принца Аль-Валида – одного из членов саудовского королевского дома.

Картина, как и другие работы Хаифы, затронула тему гендерного неравенства, а именно – запрет женщинам ездить на велосипеде. Главная героиня – девочка, которая мечтает о таком же велике, как у соседского мальчика. Ваджда долго копит, а затем выигрывает в школьном конкурсе на знание Корана, где главный приз – крупная сумма денег. Когда выясняется, на что она хочет потратить выигрыш, его отдают на благотворительность от имени Ваджды.

Как рассказывает Хаифа, найти зарубежное финансирование на фильм было сложно – никто не верил в простую историю о девочке и велосипеде. В теме прав женщин всем хотелось видеть изнасилования и убийства. Хаифа всегда была против того, чтобы сгущать краски:

Я знаю, что это суровое место для жизни, но я бы не хотела, чтобы люди чувствовали, что это конец света.

Снять фильм в Саудовской Аравии — серьезный вызов. В стране женщинам запрещено работать на одной территории с мужчинами. Всем съемочным процессом Хаифе приходилось руководить из закрытого фургона, следя за происходящим по монитору и общаясь со съемочной группой по радиосвязи.

Это было трудно. Бывали моменты, когда я сидела в этом замкнутом пространстве и со всей силы кричала: «Сделай это!» или «Сделай то!» Думаю, что это заставило меня работать усерднее.

Фильм получил ряд кинопремий и стал первой картиной, выдвинутой на «Оскар» от Саудовской Аравии за всю историю страны. Важнее всех кинопремий стало возобновление дискуссии о запрете на женское катание на велосипеде. Через год закон был смягчен, как считают многие, под влиянием фильма Хаифы. Правда, женщины по-прежнему довольно ограничены — могут кататься лишь в развлекательных целях, а не использовать велосипед как транспорт для перемещения, обязаны ездить в сопровождении мужчины и быть одетыми в соответствии с исламским дресс-кодом.

«Чтобы добиться равноправия, женщины должны бросить вызов»

Сегодня Хаифа аль-Мансур – самая влиятельная персона саудовского кинематографа. Теперь ее саму приглашают в жюри престижных международных кинопремий.

В прошлом году Хаифа покорила Голливуд с фильмом «Красавица для чудовища» с Эль Фаннинг в главной роли. Как рассказывает режиссер, европейский мир кинематографии тоже не очень дружелюбен к женщинам. Ей непросто найти мужчин в свою команду, потому что до сих пор немногие готовы работать под женским руководством.

Я действительно горжусь всеми женщинами-кинематографистами и звездами, которые открывают почву для женщин в этом большом жанре. Фильм «Чудо-женщина» был удивительным шагом вперед, доказавшим, что женщины могут справиться с большими бюджетами и что женщина-звезда может сделать фильм и может сломать потолки. Это было действительно удивительное достижение в киноиндустрии.

Хаифа не задавалась целью снимать фильмы только о женщинах, но именно эти истории кажутся ей по-настоящему важными. Отчасти потому, что в них она узнает себя.

Я люблю молодых женщин, которые борются с миром, чтобы обрести собственный голос. Я не хочу акцентировать внимание на жертвах. Я знаю женщин, мы проходим через много тяжелых вещей. Я из Саудовской Аравии, я точно знаю, что значит быть дискриминированным или иметь дело с сексистским миром. Но я чувствую, что мы не должны жаловаться. Я думаю, что путь к успеху — это просто идти в жизнь и пробивать ее.

В ближайших планах Хаифы – фильм «Счастье в волосах» для Netflix. Он расскажет об афроамериканке, которая не может принять свою внешность и пытается соответствовать европейским стандартам красоты – худоба, прямые волосы. В фильм войдут и документальные съемки.

Я думаю, что для нас, женщин, очень важно любить себя и любить то, как мы выглядим, и мы не все должны выглядеть по-европейски — очень высокими, очень белокурыми, очень тонкими. Даже европейские женщины не должны вписываться в одну форму. Во всем есть красота, и очень важно принять наши корни.

Также Хаифа планирует снять еще один фильм на территории Саудовской Аравии. Несмотря на болезненное отношение жителей страны ко многим вопросам, Хаифа уверенна – их нужно затронуть и рассказать миру важные истории о женщинах.

Мы живем в удивительное время, и, думаю, чтобы добиться признания и равноправия, женщинам нужно бросать вызов, не соглашаться на те условия, которые предлагает общество. Открыто и смело требовать отношения, которого мы сами хотим для себя.

Другие статьи по темам: