Процесс — важнее результата
Марина Абрамович — дочь двух югославских партизан, признанных национальными героями. Она провела свое детство, читая французских поэтов и посещая сербскую православную церковь. Девушка была одержима ритуалами, плавлением воска и тела как пространства для исследований. В ее ранних работах наглядно можно увидеть укоренившиеся воспоминания об этой жизни.
Когда Марине исполнилось 14, она попросила в подарок краски. Один из знакомых отца решил подшутить над ней: положил холст на пол, вылил на него несколько красок и взорвал. Абрамович говорит, что именно в этот момент она поняла, что в искусстве процесс создания объекта гораздо важнее, чем результат.
Собирая небольшую публику, она устраивала свои первые представления, в основном с актами самоистязания. Найти зрителей было несложно — девушка поступила на обучение в Академию искусств в Белграде, а затем переехала в Хорватию для получения степени. Уже в молодом возрасте работы Абрамович вызывали общественный шок и множество споров, но девушка быстро стала любимицей среди многих селебрити, художественных критиков и искусствоведов, поражая своим трудолюбием и желанием экспериментировать.
Ее подвиги телесной выносливости, открытых травм и создание сообщества посредством искусства — основные отличительные черты ее труда. По словам самой Абрамович, ее поражает, как перфоманс захватывает аудиторию и в конечном итоге становится методом освобождения себя.
Свобода может привести к разрушению
В 1974 состоялся самый знаменитый перформанс художницы, получивший название «Ритм 0». Он являлся продолжением предыдущих представлений, в которых Марина испытывала свое тело на прочность, узнавая больше об объеме своих легких и силе кислорода. Для «Ритм 0» Абрамович подготовила 72 объекта, которыми мог воспользоваться любой посетитель выставки. Среди них были: оливковое масло, перо, кнут, ножницы, скальпель, роза и заряженный пистолет.
Перформанс должен был продемонстрировать, насколько агрессивным может стать человек, если не беспокоится о социальных последствиях. Уже через несколько часов женщина осталась абсолютно голой, на ее шее были порезы, а один из зрителей уже направил на нее пистолет, но его остановили другие посетители.
Самое сложное — найти доверие
В 1980 году состоялся перформанс «Энергия покоя», который современная Абрамович позднее назвала одним из самых сложных своих произведений. В нём принял участие её возлюбленный и коллега художник Улай. Стоя друг напротив друга, художники как бы падали назад, держась лишь за огромный лук, который находился между ними. При этом Абрамович держала сам лук, а Улай тетиву и стрелу, направленную ей прямо в сердце. У обоих к груди были прикреплены микрофоны, и звук их учащающегося сердцебиения транслировался на все помещение галереи.
«Энергия покоя» — не единственная работа, созданная вместе с Улаем. За несколько лет своего союза они представили публике множество работ, например показывая, как один человек может поглотить жизнь другого в перформансе «Дыхание».
Чувства можно приготовить как блюдо
В 1996 году Марина вместе с художником Яковом Самюэлем создавала поваренную книгу «афродизиаков». Эти рецепты должны были стать инструкциями, вызывающими действия или мысли. В одном рецепте для этого требуется 13 000 грамм ревности, в другом — смешать свежее грудное молоко со спермой. Работа была вдохновлена распространенным убеждением, что призраки питаются неосязаемыми вещами: светом, звуком и эмоциями. Спустя некоторое время Абрамович опубликовала книгу, которая содержит ироничные и мистические инструкции для тех, кому нужна помощь в отношениях.
Расставание преодолеть сложно
В 1998 году отношения Марины с Улаем исчерпали себя. Чтобы достойно расстаться, они решили совершить духовное путешествие. Они оба шли пешком по Великой Китайской стене с разных концов и должны были встретиться посередине, чтобы попрощаться.
По словам Марины, во время этой прогулки она переосмыслила свою связь с физическим миром.
Не стоит бояться самого себя
В 2010 году в галере MOMA Абрамович представила новый перформанс, в котором она разделяла молчание с каждым незнакомцем, садившимся напротив нее. Среди одного из участников перформанса был Улай — и художница не смогла сдержать своих чувств, передавая одним только взглядом свое уважение к совместным воспоминаниям. В этом году стало известно, что пара напишет книгу о том, как именно протекали их отношения.
В тишине таятся наши скрытые стороны
В перформансе «512 часов», проведенном в галерее Serpentine, Марина раздала всем зрителям наушники. 12-летним детям показалось, что они сломаны — но в них и должна была звучать тишина. Подростки были потрясены: им всего по 12 лет, но они еще никогда не встречались с тишиной. Они все время слушали музыку, смотрели телевизор или общались друг с другом.
Стоит быть любопытной каждый день
Несмотря на свой возраст, Марина продолжает создавать новые перформансы. Сейчас она занимается постановкой оперы, а также подготовкой к перформансу, который состоится только через 2 года. Она пропустит через свое тело разряд в миллион вольт и попытается погасить свечу с дистанции в один метр, указав на нее пальцем. Кроме того, в центре зала художница соорудит композицию из стеклянных слез и повторяющего ее тело манекена, из которого будет сочиться кровь.
Что удивительно: при том, что большинство ее работ посвящены самоистязанию, в обычной жизни художница ведет совершенно спокойный образ жизни, достойный инстаграма любого инфлюэнсера. Она встает в 6:30, принимает душ и улыбается новому дню. Утром она занимается йогой, а поработав над растяжкой, делает силовые упражнения. Она не употребляет алкоголь и наркотики и даже называет свою жизнь «скучной и небогемной».
Марина не остается в стороне от различных массовых явлений в поп-культуре, помогая создавать новые представления для певицы Леди Гаги и даже высказываясь в защиту Pussy Riot в отдельных видеоманифестах. Она активно принимает участие во множестве конференций о современном искусстве и проводит обучающие лекции для новых студентов, которые хотят стать настоящими художниками.