Стиль

История тренда: почему биркенштоки завоевали мир

0
Лет пять назад люди презрительно плевались, завидев прохожего в биркенштоках или, упаси Винтур, сандалиях, надетых на носки. Да и в целом, образы, больше годящиеся для поездки на дачу, порицались. А сейчас уютную летнюю обувь любят едва ли не больше, чем массивные кроссовки. Даже Канье Уэст снялся в классических Birkenstock Boston для обложки майского GQ. Разбираемся, как «уродливая» обувь стала трендом.

Появились, чтобы заботиться о здоровье

История биркенштоков начинается в конце 18 века: в небольшом селе Ланген-Бергхайм трудился сапожник Иоганн Адам Биркеншток, и к нему приезжали из соседних городов, чтобы заказать пару обуви — настолько хороша она была. Позже дело унаследовал внук Иоганна —Конрад, решивший полностью изменить облик индустрии: мужчина запустил в производство гибкие стельки. В то время вся обувь была с плоской стопой, которая зачастую оказывалась неудобной в носке и вела к заболеваниям. Конрад же хотел создать продукт, который полностью повторял бы контуры ступни.

Производство расширялось: биркенштоки были особенно популярны во время мировых войн — их заказывали для солдат. Карл, сын Конрада, формировал образ обуви, которая жизненно важна для потребителя. В 1947 году он выпустил работу «Подиатрия — система Карла Биркенштока», где рассказал, почему так важно озаботиться здоровьем стоп и как в этом помогут ортопедические сандалии.

Самое забавное, знаменитыми на весь мир биркенштоки стали случайно: туристка из США Марго Фрейзер обратила внимание, что немецкие туфли куда удобней, чем ее прежняя пара обуви, и решила импортировать производство в США, чтобы жители Америки оценили качество продукта. Так появилась калифорнийская торговая марка Birkenstock Footprint Sandals, Inc. К слову, Фрейзер долго не могла реализовать первые партии — покупатели считали биркенштоки откровенно уродливыми. Зато хиппи влюбились в них сразу — эта обувь ассоциировалась с природой, заботой о себе, естественностью. В то же время биркенштоки выглядели дерзко в сравнении с привычными для девушек той эпохи туфлями, отчего сразу и пришлись по душе представителям субкультуры.

Биркенштоки были синонимом протеста



1990 год, британская фотограф Коринн Дэй сняла фотосет с никому не известной Кейт Мосс — девушка предстала сидящей на песке, без макияжа, вычурной прически и в позе, модной в то время  — естественность как есть. Снимок вмиг стал скандально популярным: мало того, что Кейт снималась топлесс, так еще и надела биркенштоки. Надо сказать, что носили их в основном бунтари: например, солистка Sonic Youth Ким Гордон. Позже на них обратили внимание молодые звезды вроде Софии Копполы и Хлое Севиньи, а затем ортопедические сандалии и вовсе стали предметом первой надобности у контркультурных модников.

Читать по теме:СтильИстория тренда: как носить бермуды с пиджаком – главное стильное сочетание 2020-го

30 лет назад невозможно было представить наименее гламурного предмета одежды, чем биркенштоки: популярность хиппи к тому времени давно сошла на нет, а в медиапространстве за внимание потребителя боролись героиновый шик и глянцевый стиль в духе Spice Girls. Всерьез их стали воспринимать только после нулевых: в 2006 году на рынке появилась еще одна марка ортопедической обуви — Worishofer. Поначалу их называли «бабушкиными туфлями», однако вскоре журналисты издания Lucky признали, что биркенштоки, да и вообще любая похожая на них продукция, по-настоящему удобна.

Годом позже общество обратило внимание на кроксы: обозреватели New York Magazine пытались понять, как «уродливые» туфли перестали отпугивать пользователей, и пришли к выводу, что мода сама по себе циклична: время от времени есть необходимость в чем-то хорошо забытом.

Позже их заметили дизайнеры: влюбились в обувь сами и влюбили других

Ближе к 2010-м годам на биркенштоки обратили внимание модные дома, после чего старались внедрить их в новые коллекции. В 2012 Фиби Файло представила коллекцию Celine Spring/Summer 2013 RTW, где модели носили фуркенштоки — меховой аналог обуви. Тем самым дизайнер задала сразу две тенденции: на страшную обувь и цветную шерсть в одежде.

Потом с брендом сотрудничали Valentino, Opening Ceremony, Rick Owens: на подиуме даже появлялись ярко-красные и черные кожаные Arizona с фирменным лого модного дома VLTN.

При этом биркенштоки не пытаются гнаться за брендами

CEO бренда Оливер Райхерт не раз подчеркивал, что марка не пытается быть на хайпе. Из-за этого руководство даже отказалось от многообещающей коллаборации с Supreme. Однако туфли носят Кендалл Дженнер, Эмма Робертс, Джиджи Хадид, даже Милли Бобби Браун.

Во время карантина биркенштоки стали маст-хэвом в гардеробе: оставаясь дома, люди могли не беспокоиться о внешнем виде, а довериться внутреннему чутью и поэкспериментировать. Так пользователи вновь вспомнили, что массивные шлепанцы и сандалии хорошо сочетаются со всем: с узкими и широкими брюками, юбками любой длины, нежными платьями, строгими костюмами.