Карьера

Как общаться с пассивно-агрессивным начальником

18958
0
Пассивная агрессия — это модель поведения, когда враждебность по отношению к другому человеку выражается скрытно. Это проявляется по-разному: от неявных оскорблений или обидных шуток до желания спровоцировать конфликт и обвинить в этом оппонента.

На работе такое поведение начальника может негативно сказываться не только на ваших с ним отношениях, но и на уровне комфорта всего коллектива. Некоторые боссы используют пассивно-агрессивное поведение как модель лидерства, но на самом деле это непродуктивно. Рассказываем, как проявляется пассивная агрессия на работе и что делать, если твой руководитель ведет себя таким образом.

Причины пассивно-агрессивного поведения начальника

У этой модели поведения несколько распространенных причин:

Воспитание


Модель поведения, заложенная в семье, может стать первопричиной проблем в общении с окружающими людьми. Особенно это отражается на том, как человек выражает свое недовольство и ведет себя в конфликтных ситуациях.

Пассивно-агрессивных людей в детстве зачастую учили тому, что выражать свои эмоции неправильно. В качестве механизма преодоления чувств они направляют страх, гнев или разочарование в иронию и насмешку. Такое поведение часто дает пассивно-агрессивному человеку возможность отрицать свои эмоции.

Зависимость от ситуации

В некоторых ситуациях, особенно в рабочих отношениях, человек не может открыто выразить негативные эмоции по отношению к другим людям. Особенно когда он занимает лидирующую позицию. Это и приводит к тому, что чувства выражаются скрыто.

Привычка игнорировать проблемы

Некоторым людям проще постараться забыть о проблемах, чем начать решать их. Со временем они накапливаются и провоцируют пассивно-агрессивное поведение как реакцию на подобный стресс. Таким образом, в случае возникновения проблемы пассивно-агрессивному человеку будет гораздо проще бросить завуалированное оскорбление, чем выяснять, что произошло и почему.

Как проявляется пассивная агрессия

Отметим, что, когда мы имеем дело с пассивной агрессией, мы в этом не виноваты. Она предназначена для того, чтобы заставить человека почувствовать себя плохо вне зависимости от того, насколько хорошо он справляется с обязанностями или какими личностными качествами обладает. Также это способ переложить на нас любые недостатки или разочарования, которые чувствует наш руководитель. Приведем несколько примеров пассивной агрессии, которая может исходить от начальника:

Завуалированные жалобы или комплименты


Жалобы или недовольство могут выражаться завуалировано и часто принимать форму своеобразного комплимента. К сожалению, он может быть обиднее, чем честная правда в глаза.

Представь ситуацию: ты потеряла важный документ, и не можешь его найти. Вместо того чтобы честно указать на твою ошибку и решение этой проблемы, пассивно-агрессивный босс отделается фразой: «Молодец. Сотрудник месяца!».

Такое поведение, особенно когда его совершают перед другими членами команды, может унизить и оскорбить, и негатив по отношению к боссу здесь вполне оправдан.

Пренебрежительное отношение

Это еще одна отличительная черта пассивно-агрессивного начальника. Такая модель поведения позволяет сделать из неудобной ситуации шутку или саркастичный комментарий, который поможет избежать разговора о ней. К пренебрежительным фразам относятся замечания, что у босса нет времени, или просьба еще раз сделать то, что ты и так выполнила. А еще ситуации, когда начальник требует, чтобы ты сама знала, что нужно делать, даже если это за пределами твоей компетенции.

Перекладывание вины

Это проявление пассивной агрессии достаточно распространено среди руководителей, на самом деле не обладающих лидерскими качествами и не способных нести ответственность. Они просто перекладывают ее на своих подчиненных, чтобы в конечном итоге не быть виноватыми.

Это чрезвычайно эффективный способ для пассивно-агрессивного начальника добиться того, чтобы его сотрудники почувствовали дисбаланс сил. В частности, такой начальник следит за тем, чтобы его сотрудники страдали от неуверенности и страха. Например, ждали очередного штрафа за ошибки, которые от них не зависели, или беспокоились о возможности увольнения.

Микроагрессия


Микроагрессия направлена на то, чтобы манипулировать окружающими и подчеркивать их недостатки, обращая внимание на их особенности. Это может быть связано с полом, религией, образованием, привычками.

Выбирающий такую тактику поведения начальник не будет скупиться на оскорбительный юмор или замечания о том, что ты делаешь и почему. Например, что плохо водишь машину, потому что ты женщина, или не справляешься с отчетом из-за гуманитарного образования. К микроагрессии относится и эдалтизм, когда дискриминация и неуважительное отношение основывается на твоем возрасте. Начальник может шутить на подобные темы, пытаясь скрыть свои истинные мотивы.

Цифровая агрессия

Не всегда пассивная агрессия выражается в личном общении. Иногда она приходит вместе с письмом на электронную почту, где описывается, насколько ты плохой сотрудник. При этом босс вряд ли захочет обсуждать это с тобой лично, отметив, что он все описал в письме и тебе нужно просто принять это к сведению.

С другой стороны, выражая цифровую агрессию, босс оказывает себе медвежью услугу. Ты можешь пересылать подобные заявления на свою личную почту и использовать в качестве одного из аргументов для вышестоящего начальства, если захочешь поговорить о неподобающем поведении руководителя.

Публичные оскорбления

Когда нас отчитывают при коллегах, мы чувствуем себя еще более подавленными, чем когда слышим о наших ошибках лично. Пассивно-агрессивный начальник будет использовать любую возможность, чтобы поступить именно так.

Своими действиями он пытается показать свою лидерскую позицию и власть над сотрудниками. Но часто причиной публичных оскорблений является страх поговорить с сотрудником наедине и ввязаться в конфликт.

Как вести себя с пассивно-агрессивным начальником

Правильная стратегия общения с пассивно-агрессивным начальником поможет снизить стресс, который мы получаем, и противостоять его токсичному поведению.

Не отвечай тем же


Когда мы обижены или оскорблены, у нас появляется желание ответить начальнику тем же. Мы хотим показать, каково это — быть на нашем месте, и надеемся, что, прочувствовав это, босс перестанет так себя вести. К сожалению, этот метод работает редко. А вот спровоцировать конфликт подобным поведением и добиться того, что пассивная агрессия в твой адрес будет звучать еще чаще, легко. Босс может подумать, что тебе комфортно разговаривать в таком формате и требовать этого каждый раз.

Вместо мести за пассивную агрессию выбери тактику спокойствия. Демонстрируй контроль над эмоциями, которого не хватает твоему боссу. А также то поведение, которое хочешь видеть вокруг себя, даже если это дается тебе по-настоящему трудно. Можешь воспользоваться техниками дыхательной гимнастики, чтобы быстро успокоиться, — мы рассказывали о них здесь.

Научись противостоять без осуждения

Когда ты не согласна с комментариями начальника и готова обсудить ситуацию, сделай это лично, без посторонних свидетелей вашего диалога. Важным условием общения является тактичность и деликатность с твоей стороны.

Конечно, есть большое желание обвинить руководителя в его некомпетентности и назвать истинные причины рабочих проблем, но, к сожалению, такое общение с пассивным агрессором только его раззадорит. Он воспринимает переход на личности и осуждение как повод для того, чтобы продолжать общение в токсичном формате. А вот деликатность и отчуждение от личностных аспектов проблемы может обескуражить начальника и заставить говорить о решении проблем, а не искать виноватых.

Установи четкие ожидания от обратной связи


Когда дело доходит до обратной связи от босса, нужно брать на себя инициативу и устанавливать четкие границы.

Первое, что нужно сделать, — это сослаться на конкретную ситуацию, когда тебе действительно нужна честная оценка. Например, о статистике продаж отдела за неделю или эффективности проведенного тренинга. Уточни, что хотела бы по возможности получать информацию лично от него, без участия в этом коллег.

Научись не принимать все близко к сердцу

Когда мы принимаем слова начальника близко к сердцу, мы испытываем негативные эмоции — гнев, обиду, тревогу. Это может перерасти в физические симптомы: бессонницу, головную боль, расстройство пищеварения и общую раздражительность. Поглощенность негативными эмоциями также может затуманить наши суждения, исказить то, как мы видим себя и других и вызвать хроническое чувство подавленности.

Чтобы не переживать дополнительный стресс из-за пассивно-агрессивного начальника, нужно научиться не принимать его слова как истину, особенно если знаешь, что они не имеют ничего общего с правдой.

Постарайся каждый раз мысленно противостоять его негативным высказываниям, отмечая свои лучшие качества. Например, когда он укоряет тебя в том, что ты нерасторопна, отметь, что твои навыки тайм-менеджмента позволяют выполнять все дела в срок, и он не прав.

Читать по теме:Карьера8 примеров вакансий, на которые не стоит откликаться