Образ жизни

Как определить свой тип лидерства и использовать это в своих интересах

8927
0
О лидерстве часто говорят как о наборе определенных качеств и моделей поведения. Но подходы к руководству могут быть абсолютно разными: от авторитарного до услужливого. Разбираемся, какие типы лидерства бывают и как определить свой. При этом совершенно не важно, какую должность ты занимаешь.

Какие бывают типы лидерства

Есть много различных подходов к лидерству, поэтому классификация, приведенная в нашем материале, не является единственно верной. В ней мы собрали краткое описание самых распространенных стилей руководства.

Демократическое лидерство: Как ты можешь понять из названия, демократические лидеры активно сотрудничают с другими людьми. Они часто вовлекают коллег в процесс принятия решений, советуются, хотят узнать разные мнения, а не полагаются только на себя.

Авторитарное лидерство: Это противоположность предыдущему типу. Такой руководитель считает свою власть абсолютной. Он привык принимать решения единолично, доводя до подчиненных лишь готовые директивы, не советуясь с ними. И хотя описание этого типа звучит негативно, авторитарное лидерство может быть вполне эффективным и приводить к хорошему результату, особенно если руководитель действительно компетентен и талантлив в своей сфере.

Бюрократическое лидерство: Для бюрократического лидера руководство – это просто работа, формальность. Он не относится к лидерству как к способу удовлетворить собственные амбиции. Как правило, это происходит, когда у человека появляется руководящая должность, и он воспринимает ее как четкий набор правил и установок. Он видит в лидерстве задачу, которую нужно выполнить.

Транзакционное лидерство: Транзакция – это обмен, он же и ложится в основу этого типа руководства. Такие лидеры уделяют большое внимание мотивации подчиненных. Они дают коллегам инструкцию, а затем используют награды и наказания, чтобы регулировать их поведение.

Трансформационное лидерство: Такой лидер зациклен на постоянных изменениях и улучшениях. Он интересуется инновациями, пробует разные методы работы и всегда ищет способ оптимизировать процессы, расширить права сотрудников или добиться большей эффективности. К сожалению, иногда такой подход только мешает команде нормально работать, так как не дает выработать единую стратегию.

Лидерство слуги: Это популярный современный термин, который часто называют «золотым стандартом» лидерства. Лидеры-слуги ставят потребности команды и каждого отдельного ее члена выше своих. Большую часть энергии они направляют на то, чтобы помочь другим людям, а не просто раздать указания и ждать результата.

Харизматическое лидерство: Это руководитель с яркими личностными качествами. Он притягивает окружающих, располагает к себе. Для мотивации сотрудников ему часто не требуется материальных стимулов, подчиненным достаточно его одобрения. Такие лидеры особенно эффективны, когда нужно сплотить команду вокруг конкретной цели.

Лидерство laissez-Faire: В переводе с французского laissez-Faire значит «оставь все как есть». Такой руководитель считает, что не имеет права вмешиваться в работу подчиненных. Он дает им все, что нужно для выполнения задачи, и ждет результата.

Ситуационное лидерство: Если ты узнаешь себя во многих типах лидерства, это и есть ситуационный тип руководства. Такой лидер использует разные подходы в зависимости от того, кем они руководят и каков конкретный сценарий.

Как понять, что ты лидер

Когда речь идет о руководстве, кажется, что это касается только тех людей, которые занимают определенную должность. Но знание разных стилей лидерства и умение ими пользоваться пригодится всем. У каждого человека есть много возможностей стать лидером в офисе, компании друзей или в своей семье.

Самая большая ошибка, которую ты можешь совершить, — предположить, что лидерство имеет значение только тогда, когда ты получаешь определенную должность. Напротив, именно те люди, которые раньше начинают проявлять положительные лидерские качества, в конечном итоге достигают успеха.

Как найти свой стиль руководства

Чтобы определить свой тип лидерства, попробуй пройти тест, в котором будут представлены определенные рабочие ситуации, ты даже можешь сама составить его. Например, предложи себе следующие ситуации:

  • Член команды отстает от общего темпа работы, и от этого может пострадать результат. Как ты будешь мотивировать его?
  • Тебе нужно принять серьезное решение на работе. С кем ты посоветуешься и посоветуешься ли вообще?
  • Ты только вошла в офис, твой почтовый ящик переполнен, чашка для кофе пуста, а коллега просит о помощи. С какой из этих задач ты начнешь?

Возможно, многие из этих ситуаций бывали в твоей жизни, поэтому тебе несложно будет решить, как ты в них поступишь.

Если тебе трудно оценивать себя и свою работу, запроси обратную связь от коллег и подчиненных. Им наверняка виднее твой тип лидерства. Можешь прямо попросить их описать тебя как руководителя или создать анонимное анкетирование для большей объективности.

Обнаружила, что обладаешь типом лидерства, который тебе несимпатичен – меняй его. Вспомни о руководителях, которые вдохновляли тебя, и как они действовали. Так ты сможешь включить их способы управления в собственный подход.