Образ жизни

Как разговаривать с детьми о новостях и трагедиях в медиа

0
Во время футбольного матча Финляндия-Дания в рамках Чемпионата Европы-2020 случился инцидент, который не оставил равнодушным никого — даже тех, кто не интересуется футбольной тематикой. У датского спортсмена Кристиана Эриксена произошла остановка сердца, и он потерял сознание прямо на поле. За игрой следили миллионы зрителей по всему миру, в том числе дети. Благодаря быстрой реакции медиков, трагедию удалось предотвратить, однако этот случай стал катализатором широкого обсуждения того, как разговаривать с детьми о пугающих новостях и событиях. Разбираемся, как объяснить ребенку происходящее в медиа-пространстве и что поможет избежать психологической травмы.

С чего начать

Американская академия педиатрии советует предоставлять детям информацию таким образом, чтобы они могли понять ее, приспособиться к изменениями и научиться справляться с эмоциями. Независимо от возраста ребенка, начинать нужно всегда с вопроса о том, что он уже знает. Далее стоит поинтересоваться, какие у него есть вопросы по этому поводу, и постараться ответить на них доступным языком. Дети младшего дошкольного возраста не всегда могут понять разницу между фактом и фантазией, а вот к 7–8 годам ребенок уже понимает, что новости — не вымысел.

Нельзя избегать разговоров о произошедшем. Сложные разговоры дают детям понять, что темы не должны быть табуированными, и их важно обсуждать. Диалоги о тяжелых событиях, естественно, пугают родителей, однако, если оставить ребенка наедине с негативными мыслями, он ч
станет уязвимым для дезинформации и в дальнейшем будет подвержен заблуждениям. Открытый разговор с малышом имеет решающее значение в его развитии и понимании окружающего мира.

В первую очередь необходимо узнать, какой информацией ребенок уже располагает: информирован ли он о событии, что слышал в детском саду или школе, что читал в социальных сетях. Важно помнить, что, если ребенок не настроен на обсуждение, на него ни в коем случае нельзя давить. В таком случае лучше отложить разговор. После разговора следует спросить ребенка, что он чувствует. Также важно рассказать ему о непонятных моментах, например о том, что такое протест или почему люди в принципе протестуют.

Родитель — главный наставник и авторитет для ребенка. Одна из его задач — следить за информацией, которая достигает детских ушей. Если малыш узнал что-то, на что ты не можешь дать ответ, разберись вместе с ним. Так он поймет, что не одинок в этом вопросе, а ты выступишь в качестве связующего звена с внешним миром.

Избегай детальных подробностей

Жуткие подробности и фотографии с мест происшествий пугают даже опытных взрослых, что уж говорить о детях. Лучше всего предоставлять информацию в общем виде, без изображений и видеороликов.

Если ты хочешь демонстрировать своим детям важные кадры, отсмотри их заранее. Фильтрация информации поможет подготовить себя и ребенка к предстоящему разговору, выделить важные моменты и темы, на которые нужно поговорить. Безусловно, в наше время сложно оградить детей от поступающих извне новостей. Пусть ты не можешь контролировать поток информации, когда тебя нет рядом с ребенком, делай это хотя бы на территории своего дома. Чтобы обезопасить детей младшего возраста, просматривай журналы и газеты, настрой детский пакет каналов на телевизоре и избавься от источников негативных событий.

Разговор с маленькими детьми

Реальность такова, что о кризисных событиях и трагедиях дети слышат уже в раннем возрасте. Гораздо лучше, если они узнают об этом от родителей, а не от другого ребенка, нафантазировавшего и добавившего красок к случившемуся, или еще хуже — из средств массовой информации.

Важно дать ребенку почувствовать, что с семьей он находится в безопасности, и его близкие сделают все, чтобы ему было хорошо и спокойно. Главный посыл, который должны передавать родители: это члены семьи всегда поддерживают друг друга и не допустят, чтобы с кем-то из родных произошло что-то плохое.

Даже самому маленькому ребенку хочется знать, что произошло, и он не обойдется размытыми формулировками. В этом случае постарайся успокоить его и дать ответы на интересующие его вопросы. Избегай деталей и не говори того, о чем ребенок не спрашивал. Поддержи его состояние, сказав, что эта тема тебя тоже волнует. После разговора постарайся отвлечь ребенка: порисуй с ним, поиграй в игрушки или разыграй забавные истории. Если ребенка сильно задело произошедшее — объясни, как ему действовать в случае чрезвычайной ситуации: посоветуй находиться рядом со взрослыми или обратиться к полицейским.

Разговор со школьниками и подростками

В целом схема психологической работы остается прежней, однако ребенок более старшего возраста будет требовать конкретики и развернутых ответов. В таком случае стоит сказать, что правительство и полиция уже работают над устранением проблемы. Если речь идет о стихийном бедствии, стоит рассказать больше о климате и экологии, а также дать памятку по тому, как действовать в случае чрезвычайного положения.

Важно отслеживать реакцию ребенка и изменения в его поведении. Тревожные и депрессивные состояния — повод срочно обратиться к специалисту.

Как понять, что ребенок плохо справляется с новой информацией

Когда ребенок не справляется с пережитым эмоциональным стрессом, это сразу видно по его поведению. Среди симптомов, на которые стоит обратить внимание, бессонница. К проблемам со сном относят трудности с засыпанием и пробуждением, кошмары и другие нарушения. Отмечай жалобы и на физическое состояние: чувство усталости, головную боль, общее недомогание. Ребенок может начать есть меньше или больше обычного.

В числе поведенческих сигналов могут наблюдаться агрессия, социальная замкнутость, незрелые поступки или, наоборот, более требовательное отношение. Если подростку после психологической травмы не помочь вовремя, он может начать курить, употреблять алкоголь или запрещенные вещества. Кроме того, ребенок может испытывать чрезмерную грусть, беспокойство, страхи — это еще один повод обратиться за квалифицированной помощью. Очень важно объяснить ребенку, что сессии с психотерапевтом помогут избавиться от негативных чувств и навести порядок в голове. Ни в коем случае нельзя заставлять детей чувствовать себя уязвимыми, ущемленными белыми воронами. Необходимо правильно подать ему информацию о том, что специалист — помощник и настройщик психологического состояния, а не враг, который разболтает всем о его проблемах.

Читать по теме:КультураКак разговаривать о сексуальном насилии с детьми