Героини

Кира Коваленко: режиссер из Нальчика, удивившая Канны

0
Еще в начале 2020-го критики прочили Кире Коваленко невероятный успех. Так и вышло: вторая картина ученицы Сокурова — «‎Разжимая кулаки» — получила гран-при в программе «‎Особый взгляд‎» Каннского кинофестиваля. Стоит отметить, что Кира — первая режиссер из России, удостоившаяся этого приза.

Продюсер картины Александр Роднянский говорил о Коваленко, что она обладает твердостью духа и умением довести свою идею до конца. Рассказываем, чем еще примечательна режиссер из Кабардино-Балкарии, поразившая фестивальную Европу.

Кира мечтала быть не такой, как ее сверстники

Кира Коваленко родилась в 1989 году в Нальчике. Сама девушка считает историю своего взросления типичной для Кавказа. Кира появилась у родителей разных национальностей, и семья ее отца даже не знала, что у него есть дочь.

<...> поэтому нельзя выдать себя, если встретишь папу на улице.

— говорит она в беседе с «‎Горцем».

После школы Кира отправилась в колледж дизайна: это было одно из немногих мест на родине, где царил дух свободы. Стала веб-дизайнером, затем работала корреспондентом на ТВ, а там и до поступления в мастерскую Сокурова было недалеко. Во многом, признается Кира, ее мотивировал страх деградации: она боялась стать такой же, как большинство ее сверстников.

Меня пугало мое окружение: молодые люди, которые ничего не хотят, ни к чему не стремятся, смутно проводят время (трава, таблетки, «движения» — как говорят на Кавказе). Самое страшное в том, что это не единичные компании — это почти весь город.

Поначалу она сомневалась, сможет ли вообще обучаться у режиссера, ведь она не могла ответить на некоторые вопросы. Однако ей удалось стать одной из 12 учеников Сокурова.

С первых курсов рассказывала истории несвободных героинь

Обучаясь киноремеслу, Кира с самого начала рассказывала истории потерянных и одиноких женщин, живущих на Кавказе. Сперва делала это с помощью короткометражек. А в 2016-м выпустила ленту «‎Софичка» по одноименной повести Фазиля Искандера. Эту работу Кира называет дипломной: подготовку к съемкам она начала еще на пятом курсе.

Процесс оказался невероятно трудным. Готовя ленту, съемочная команда столкнулась с арестом одного из главных актеров. Приходилось менять съемочный план, искать замену, надеяться на лучшее. В конечном счете Кире удалось завершить работу над проектом.

Иногда в дело вмешивались и стереотипы о женской работе. Чтобы остаться в глазах других профессионалом, Кире приходилось устанавливать четкие границы.

Я — начинающий «женщина-режиссёр» на Кавказе, это немного специфично. Когда мы только приехали в Абхазию, мне было странно, что если я задаю вопрос мужчине, то, скорее всего, он ответит мужчине, который меня сопровождает. Я понимала, что в таких обстоятельствах будет сложно работать. Пришлось бороться за место, которое я занимала. Постепенно стала жестче, требовательнее. Строгие профессиональные отношения заставляют всех забыть о половой принадлежности, возрасте и об особенностях менталитета на Кавказе.

По признанию Киры, ради кино в целом и «‎Софички» в частности, она отказалась от всего, что у нее было. Готовность к самопожертвованию привела Киру к успеху: ленту об абхазской женщине, вернувшейся из ссылки, показали на кинофестивале в Таллине. За нее режиссер-дебютантка получила специальный приз Международного фестиваля «‎Дух огня». Примечательно, что, вопреки воле самого Искандера, Кира сняла фильм на абхазском языке. Ей казалось неправильным использовать русскую речь, к которой в послевоенное время почти никто из местных жителей не прибегал.

Ее вдохновляют старые книги и фильмы

После одной большой истории о простой женщине Кира сразу принялась за другую — рассказанную в «‎Разжимая кулаки». Хотя изначально Софичка из одноименной ленты и Ада из нового проекта идут к разным целям — обе они хотят одного: свободы и счастья. По словам Киры, толчком к работе над историей о девушке с ПТСР, уставшей от гиперопеки отца, стала фраза из «‎Осквернителя праха» Фолкнера о тяжком бремени свободы.

В работах Коваленко, к слову, можно найти множество образов из классической литературы и старого кино. Ее Ада — это Элль из «‎Кроткой‎» Брессона, но вместе с тем еще и героиня «‎Новой истории Мушетт» Жоржа Бернаноса. Это далеко не все источники вдохновения Киры. Вот кого еще она может назвать своими фаворитами:

В литературе — Фолкнер, конечно, Достоевский и Чехов, Хемингуэй. В кино — Пазолини, Фассбиндер, конечно, Бергман, Муратова, Шпаликов. Фильмы, которые я очень часто пересматриваю, — «Рассекая волны», «Рокко и его братья», «Хиросима, любовь моя»; «Шепоты и крики» — визуально самый совершенный для меня фильм.

Бережет личное пространство

Давая многочисленные интервью после победы в Каннах, Кира не стала делиться точными планами на будущее или рассказывать о том, какая она вне съемочных площадок: эту часть жизни ей хочется оставить в секрете. Все, что известно о личной жизни режиссера, — это то, что Кира Коваленко давно встречается с Кантемиром Балаговым, о чем он сам рассказывал в интервью Дудю.

С большим энтузиазмом Кира делится мыслями об учебе и своем становлении как личности, профессионала, деятеля искусства.

Мастерская начала формировать мою личность; да думаю, всех ребят. Когда я поступала — уже понимала, что мне это необходимо: образование, профессиональное становление. Но то, что со мной произойдет, конечно, не могла знать. Что сделал Александр Николаевич Сокуров? Помог пробудиться, родиться нам. И сейчас ничего не могу сказать о той девушке, которая жила до 20 лет. Конечно, это часть меня, юность… Но вот совсем не знаю, как бы сложилась сейчас ее судьба.

— рассказала она журналистам «‎Новой газеты».

Судьба сегодняшней Киры, в отличие от отжившей свое, ясна. Ей нравится Кавказ, хотя когда-то девушка бунтовала и хотела чего-то нового. Кира уверена: где бы она ни жила — ее все время будет тянуть на родину.

<...> только там буду черпать ценное, необходимое мне — точно. Признаюсь: в какой-то другой стране жить не смогу.