Мужчины

Константин Хабенский: «Я ни о чем не жалею и люблю все, что делаю»

1
Охотник за нечистью в «Ночном Дозоре», Колчак в «Адмирале», нерадивый учитель в «Географ глобус пропил», сыщик, лично наказывающий маньяков в «Методе», — Константин Хабенский считается одним из самых востребованных актеров в России, причем весьма заслуженно.

Каждая его роль, по сути, отражает определенную часть общества, о которой прежде знали не так уж и много. Heroine расскажет, как прошло детство Хабенского, почему он стал актером и к чему стремится сейчас.

Детство: жизнь в обычной семье и поиски цели

Родители Константина были самыми обычными жителями Ленинграда: отец работал инженером, мама будущего артиста была в то время учительницей математики. Актер — младший ребенок: его старшая сестра Наталья тоже подалась в творческую среду, став солисткой Санкт-Петербургского Еврейского музыкального ансамбля.

Поначалу семья думала, что мальчик предрасположен к точным наукам, поэтому Константин после обучения в восьми классах школы подался в авиационный техникум приборостроения и автоматики. Проучился три курса и понял — не его. Забрал документы и ушел искать себя.

В поисках предназначения Хабенский подрабатывал, где придется: подметал улицы, пел в метро. Неожиданно в конце 80-х попал в экспериментальный театр «Суббота», где недолго пробыл в качестве монтировщика, после чего стал выходить на сцену в качестве массовки. Константин позже вспоминал, что он страшно волновался во время первого спектакля, у него дрожали руки и ноги, однако тогда понял, что быть актером — его судьба.

Юность: первые успехи на сцене


Отучившись в театральной академии, Константин с год поработал в «Перекрестке», после которого его заметило руководство московского «Сатирикона». Недолго поиграв на втором плане, Хабенский дослужился до первой большой роли — в постановке «В ожидании Годо» Юрия Бутусова.

С режиссером актер сотрудничал не раз и не два. Вообще он отзывался о драматурге, как о человеке, требующем полной отдачи:

Заниматься спортом, как, чтобы специально пойти в спортивный зал, — нет. Но если ты окунешься в историю моих спектаклей, то увидишь, что все они, в первую очередь связанные с творчеством Юрия Бутусова , рассчитаны на хорошую физическую подготовку. Поэтому каждый спектакль — это и тренажерный зал, и чемпионат по забегам каким-то невероятным.

— признавался Хабенский.

Параллельно Константин пробивал дорогу и на телевидение: снялся в короткометражке «Времяпрепровождение», в комедии «На кого бог пошлет» с Ларисой Удовиченко и Станиславом Садальским, мелодрамах «Наташа», «Женская собственность» и в фильме Алексея Германа «Хрусталев, машину!». Надо сказать, что, по заверениям самого актера, первые роли доставались ему случайно. Однако все они привели к тому, что Константина заметили создатели «Дома для богатых». За участие в этой работе Хабенский удостоился премии за лучшую мужскую роль на Гатчинском кинофестивале «Литература и кино».

Несмотря на все усилия, массовый зритель не узнавал актера в лицо: долгожданную популярность ему принес проект «Убойная сила», в котором Хабенский, как это уже было принято, пришел случайно. К съемкам уже почти приступили, но главного актера тогда еще не нашли. Константин примчался на пробы, не надеясь на успех, но его тут же утвердили.

Еще несколько сериалов с трагикомедиями, и актера пригласили на главную роль в «Ночном дозоре» — экранизации одноименного романа Сергея Лукьяненко. После участия Хабенский проснулся знаменитым на всю страну. Проектом занимался уже тогда являвшийся известным режиссером Тимур Бекмамбетов. Он подобрал каст из актеров первой величины и создал фильм с размахом, о котором прежде российские мастера могли только мечтать.

Примечательно, что актер, по собственному признанию, постарался показать в Городецком не просто охотника за нечистью, но персонажа, отражающего национальные черты.

Мы еще с Тимуром Бекмамбетовым говорили о герое нашего времени, когда снимали «Ночной дозор». Кто он, этот герой? Человек, загнанный в тупик. У него нет вариантов, кроме одного: выжить и победить. Это русский герой — человек, который спасается всеми средствами: алкоголем, бегом, мордобоем. Он должен выжить и заодно спасти мир.

— говорил Хабенский.

После «Ночного Дозора»

Участие в проекте Бекмамбетова дало возможность поучаствовать в «Адмирале», ремейке «Иронии судьбы», в американском «Особо опасен», «Выкрутасах», телепостановке «Белой гвардии». Во всех амплуа Константин смотрелся максимально органично, будь то лидер Белой армии, парень, случайно втянутый в общество киллеров, или глава семейства Турбиных.

К тому моменту актер мог сам выбирать, в каких проектах ему стоит работать: он одинаково отдавал предпочтение и кассовым проектам, и авторским.

Я не разделяю роли на любимые и нелюбимые. Просто не берусь за свои работы с холодным носом, лишь бы заработать деньги. Нет у меня такого настроя. Хочется сделать что-то интересное, в первую очередь для себя. Другое дело, что это может не получиться, остаться незамеченным или оказаться перехваленным. Но для меня все работы одинаково ценны. И за все роли я переживаю одинаково. Они все для меня одинаково, скажем в кавычках, «болезненны».

— признавался Константин.

Хабенский полностью переосмыслил формат драмы о школе и позже полностью переделал подход к работам о полиции — в фильмах «Географ глобус пропил» и в телепроекте «Метод». За первую актер удостоился Главного приза «Кинотавра» и победы в трех номинациях «Золотого орла», второй перекупил Netflix — это говорит о мировом признании и шоураннеров, и артистов, принявших участие.

Ни в одной из постановок Константин не изменял себе, во все он вкладывался без остатка, не позволяя проникать в дубли монотонному произнесению реплик.

Мне не интересно просто говорить выученный текст, который кто-то придумал. С Сашей Велединским, режиссером «Географа», мы, не сговариваясь, придумали некоторые послания, поклоны другим фильмам, советским, которые в нас засели с детства. «Полетам во сне и наяву», например. Это были наши кинематографические месседжи. Мы этого не стеснялись, мы прямо об этом говорили.

— утверждает актер.

Сейчас он продолжает сниматься в кино, играть в театре, при этом ставит себе новые рубежи. В 2018 году Константин дебютировал с картиной «Собибор», где выступил в качестве режиссера и исполнителя главной роли. Любопытно, что отечественные критики восприняли фильм весьма прохладно — из-за «непроработанного сценария, исторических ляпов и чрезмерного пафоса». Зрителям он пришелся по душе: зарубежные ценители не могли проигнорировать работу и внесли ее в лонг-лист «Оскара».

Все силы — в благотворительность

Константин уделяет немало времени общественной работе. Еще в середине двухтысячных он озаботился проблемой актеров, которые ближе к преклонному возрасту остаются одинокими. Хабенский вместе со своим товарищем Дмитрием Месхиевым пришли в петербургский Дом ветеранов сцены.

Эти люди совершенно не готовы были списывать себя в запас. И мы, те, кто пришел тогда вот в это место обитания возрастных актеров, впали в какой-то ступор, что ли.

Вначале попытались привычно и не очень энергозатратно решить проблему деньгами: что будем скидываться, что отдадим, например, все денежные призы, связанные с фильмом «Свои», включая призовой фонд «Ники»… Оказалось, что сделать это официально очень сложно технически: привычными конвертиками – проще. Но что такое конвертик для человека, который мучается одиночеством и невостребованностью больше, чем неустроенностью и скромным образом жизни?

Вместе с коллегами по цеху он создал программу. Благодаря ей возрастные актеры, оставшиеся без работы, начали заниматься с молодыми людьми, которые не могут реализовать свой потенциал. Так появилась целая сеть студий, открытых при театрах во всей России, где старшее поколение на правах учителей может направлять младших и обучать их актерскому мастерству.

Другая проблема, с которой пытается справиться Хабенский, — это повальная заболеваемость онкологическими недугами. К этому Константин пришел не просто так: в 2008 году он потерял горячо любимую жену Анастасию, умершую после долгой, но безуспешной борьбы с раком мозга. Спасая ее, Константин влез в большие долги и кредиты, продал почти все, что было, соглашался на любую работу, лишь бы оплатить счета, — безуспешно.

Несколько лет у него ушло на то, чтобы оправиться от утраты. Позже он основал благотворительный фонд, направленный на помощь онкобольным и развенчание мифов. Совсем недавно он организовал проект #этонелечится. В нем звезды, пережившие рак, рассказывают о своих страхах, подчеркивая, что, в отличие от фобий, практически от любого недуга можно избавиться, если вовремя обратить внимание на проблему.

Константин и семья

Самым важным компонентом для счастливой жизни актер считает семью: хотя он проводит много времени за работой, все же старается уделить время детям и жене. Ради младшей дочки даже согласился на участие в «Малышариках» — мультсериале, где Константин озвучивает идеального отца, готового ответить на любой, даже самый сложный вопрос от героев.

Многое в своей жизни я делаю не только для себя, но и для детей. Я хотел бы, чтобы через двадцать-тридцать лет моим детям было за меня не стыдно. Чтобы они могли сказать: «Мой папа принимал во многом участие, старался что-то сделать».

-признается он.

Сейчас Константин женат во второй раз — на Ольге Литвиновой, с ней же воспитывает двух дочек. От первого брака у актера есть сын, который сейчас живет в Барселоне с бабушкой, при этом Хабенский не забывает и про него: Иван часто гостит у четы. Поговаривают, что артист хочет отдать в испанскую католическую школу старшую дочь Сашу, значит, там и состоится счастливое воссоединение семьи.

Жизнь актера была наполнена и печальными событиями, после которых пришлось оправляться годами, и светлыми мгновениями, которые придавали всем твердую уверенность: Константин на коне. Сам же Хабенский относится к жизни достаточно спокойно и даже по-философски.

Я не могу сказать, что живу с сожалением о чем бы то ни было. Я прочитал в дневниках Сергея Прокофьева, как он ненавидел дороги, переезды. А в какой- то момент он признал: «Это тоже часть моей жизни». Почему я должен любить все, что до поезда и после поезда, а дорогу — ненавидеть и жалеть о потраченном на нее времени? Я подумал, что он прав, и попробовал полюбить моменты транспортировки тела. Все встало на свои места. Я ни о чем не жалею и люблю все, что делаю.
Читать по теме:МужчиныПол Мэйсон: Санта-Клаус, которого мы заслужили