Образ жизни

Летопись бренда: краткая история бумажного каталога IKEA

0
На днях бренд IKEA объявил, что в 2020-м году выйдет последний бумажный каталог с их продукцией. Он выпускался 70 лет и большую часть из них был основным маркетинговым инструментом компании. Прекращение выпуска IKEA объяснила стремлением «стать более цифровым и доступным бизнесом». Рассказываем о главных вехах в истории каталога, как он стал популярнее Библии и как IKEA решила отказаться от своего легендарного издания.

Один каталог, сотни фотографов и гигантская фотостудия

Первый каталог с продукцией IKEA вышел на шведском языке в 1951 году, спустя 8 лет после того, как Ингвар Кампрад основал компанию. Еще раньше жители сельской местности начали получать почтовую рассылку, представляющую недорогие товары IKEA. С тех пор каталоги выпускались ежегодно, постепенно распространяясь по всему миру вместе с экспансией компании, и стали своеобразной летописью бренда. Сегодня по каталогам IKEA можно проследить, как менялись тренды в дизайне интерьера за последние 70 лет.

Создание ежегодного каталога с продукцией — масштабный проект. Подготовка каждого издания занимала около 10 месяцев. По состоянию на 2004 год расходы на создание бумажных каталогов IKEA составляли 70 % от всех расходов компании на маркетинг.

Один журнал содержит более 300 страниц, а на них — снимки почти 12 000 продуктов бренда. Чтобы подготовить такое издание, нужно много ресурсов. Большую часть каталога создает IKEA Communications AB в шведском Эльмхульте, именно там расположен оригинальный магазин IKEA. Компания владеет крупнейшей фотостудией в Северной Европе — ее площадь составляет 8 000 квадратных метров. Здесь работает почти 300 фотографов, а также плотники, дизайнеры интерьеров и прочий персонал, задействованный на подготовке и проведении фотосессий.

Отличительная черта бренда IKEA — контроль за разумным расходованием и стремление к экологичности. По слухам, Ингвар Кампрад следовал этим правилам и в жизни: летал только на эконом-классе и всегда исписывал листок бумаги с двух сторон. Каталог компании тоже постарались сделать экологичным, насколько это возможно: он печатался на бумаге, отбеленной бесхлорным способом, и  на 10–15 % состоящей из переработанных отходов.

Читать по теме:Культура, НовостиКомпания IKEA планирует стать климатически позитивной к 2030 году

Важные даты в истории каталога IKEA

1952 год
Выходит первый каталог IKEA, полностью посвященный домашнему интерьеру.

1964 год
Тираж каталога IKEA достиг двух миллионов экземпляров. При этом первый магазин компании за пределами Швеции открылся только годом ранее в Норвегии.

1999 год
Запускается первая онлайн-версия каталога IKEA в США, а затем и в других странах.

2005 год
Компания осторожно начинает добавлять в каталог компьютерные изображения. В издании 2006 года был добавлен один компьютерный стул, чего покупатели не заметили.

2008 год
В некоторых странах опробован новый каталог IKEA в уменьшенном формате. В следующем году он станет стандартным для всех стран, что позволит сократить расход бумаги, энергии, а значит, и вред экологии.

2010 год
В каталоге IKEA появляется первое изображение комнаты, полностью созданной компьютерной графикой. К 2013 году 12 % изображений в бумажных каталогах, на сайте и в брошюрах стали компьютерными,  а к 2014 году – 75 %. Это позволило существенно снизить затраты на производство маркетинговой продукции IKEA. Также каталог IKEA публикуется на 30 языках.

2012 год
IKEA подверглась критике по всему миру из-за того, что удалила все изображения женщин из рекламного каталога для Саудовской Аравии, в том числе фото дизайнера компании Клары Гауш. При этом в Саудовской Аравии нет запрета на распространение женских изображений, хотя страна и далека от равноправия. Шведская компания принесла публичные извинения, возложив ответственность за случившееся на местного франчайзи.

2013 год
В каталогах начинает использоваться дополненная реальность. Сканируя специальный символ с помощью смартфона, пользователь может спроецировать предмет из каталога в фотографию собственной комнаты. Кроме того, в 2013 году выходит 208 миллионов экземпляров каталогов IKEA, что больше чем вдвое превышает тираж Библии. Каталоги вышли в 62 различных вариантах для 43 стран.

Конец эпохи

Постоянное стремление к разумному потреблению закономерно привело бренд IKEA к отказу от выпуска бумажного каталога. В компании отметили, что решение было волнительным, но логичным, потому что клиенты изменили привычки потребления медиа, и бумажный носитель потерял актуальность.

На протяжении многих лет каталог был культовым и любимым изданием, а также важным способом для IKEA объединить и вдохновить многих людей по всему миру с помощью решений и продуктов для домашней мебели.

— сказал пресс-секретарь компании.

В память о легендарном каталоге, в 2021 году IKEA планирует выпустить книгу, состоящую из «великого вдохновения и знаний в области домашней мебели».