Снят не по произведениям Лавкрафта
Сериал хоть и имеет отношение к книгам Говарда Лавкрафта, но весьма посредственное. Это экранизация романа Мэтта Раффа, который по сути является пастишем — вторичным произведением, имитирующим стиль оригинала. Проще говоря — это фанфик, но очень хороший.
Рафф взял за основу известный факт о Лавкрафте — писателе, оказавшем огромное влияние на американскую и мировую литературу, но вместе с тем, он был расистом, что подтверждают многочисленные произведения и письма Лавкрафта. Его нельзя исключить из культурного контекста, как и забыть о его дискриминационных убеждениях, совершенно неприемлемых в современном мире.
Из этой идеи и родился роман о темнокожем ветеране Корейской войны Аттикусе Фримане, который, вернувшись в Америку 1950-х годов, обнаруживает, что воевать за эту страну ему можно, а вот жить в ней наравне с белокожими гражданами — нет. Мистическая Страна Лавкрафта — этим термином Кит Гербер обозначил вымышленные города в произведениях мастера ужасов, – накладывается на Америку времен «Закона Джима Кроу» и «Зеленой книги». В итоге главные герои постоянно находятся в атмосфере страха: днем — это ужасы расизма, а ночью — лавкрафтовские многоглазые и многоголовые монстры. Что страшнее — вопрос спорный, и в этом, пожалуй, одна из главных мыслей сериала.
Фантастический, страшный и остроумный
Однозначно определить жанр сериала «Страна Лавкрафта» сложно. Он начинается как типичная костюмная драма, но убрав всю фантастику, выйдет второй фильм «Зеленая книга». Дальше появляются хтонические чудовища, неожиданно разрывая жанровый шаблон и превращая сериал в фэнтези. Монстры действительно жуткие, но по-настоящему страшным происходящее не назовешь — все благодаря специфическому юмору Джордана Пила, который заставляет рассмеяться или удивиться в самый неподходящий момент.
Сюжет запутанный, но это не так уж важно
Аттикус Фриман вместе с дядей-букинистом и подругой детства отправляются в путешествие. Аттикус — чтобы найти отца, дядя — чтобы пополнить путеводитель для чернокожих, над которым он работает, а подруга просто сбегает от житейских проблем. Учитывая, что в городах, через которые они едут, живут не только монстры, но и действуют законы о расовой сегрегации, развлекательной эту поездку не назовешь.
Каждую серию герои попадают в новые жуткие приключения. Они увлекают, а вот основная сюжетная линия то и дело ускользает от зрителя — слишком запутанны жизненные перипетии, слишком резко меняются жанры. Остановиться и прочувствовать общую драматургию просто некогда. Впрочем, это не особо портит впечатление от сериала, он остается стильным, зрелищным и остроумным.
Читать по теме:Ненависть и детоубийство: 6 книг, которые показывают, что расизм — это злоСамое оригинальное антирасистское произведение года
Тему расизма сегодня эксплуатируют все, кому не лень, ей посвящают новые проекты или продолжения уже популярных и любимых сериалов: к примеру, очередной сезон «Люцифера» расскажет о движении #BlackLivesMatter.
Проблема в том, что говорить на актуальные темы без дидактизма, поверхностного собирания клише и навязших в зубах лозунгов удается далеко не всем, и вот с этим у «Страны Лавкрафта» как раз все в порядке. Элементы фэнтези, странный юмор, динамичный сюжет делают повествование объемным, не ограниченным исключительно идеологическими соображениями. Благодаря этому, сериал способен заинтересовать даже тех, кто далек от темы расизма или кого она раздражает.
Сериал наверняка понравится тем, кто оценил другие проекты Джордана Пила
Влияние исполнительного продюсера Джордан Пила в «Стране Лавкрафта» сложно не заметить. В сериале он во многом продолжает проблематику и стилистику своих нашумевших фильмов «Прочь» и «Мы». В них главные роли исполняют темнокожие актеры, тема расизма оригинально сочетается с жанром ужасов, а сделано все настолько остроумно, что зрителю скучать некогда. И хотя до целостности и напряженности «Мы» «Стране Лавкрафта» далеко, сериал вполне оправдывает звание самого ожидаемого проекта года.