От шикарных кожаных «ошейников» в стиле Вивьен Вествуд до пластиковых тату-чокеров, овеянных духом 90-х, — такой аксессуар пользуется невероятной популярностью сегодня, украшая шеи множества девушек разного возраста, дополняя повседневный и вечерний гардероб. Но за новым трендом стоит богатая и увлекательная история, которая доказывает, что мода — это не только постоянное переосмысление традиций, но еще и наполненная символизмом сфера жизни, определяющая и регулирующая состояния нашей души. Мы решили рассказать, почему же чокеры вдруг стали такими популярными, и что еще следует знать о таком неоднозначном украшении.
Субмиссивный 16-й век
Одно из самых первых появлений чокера как модного аксессуара уходит корнями в 16-й век, полный дворцовых интриг и шумных исторических событий и непосредственно связанный с сексом и порочностью. Известная своими мрачными любовными похождениями Анна Болейн — одна из первых женщин, которая сделала чокер популярным украшением. Супруга короля Англии Генриха VIII и осужденная ведьма носила чокер, украшенный жемчугом, что подчеркивало ее сексуальность, статус и нотки субмиссивности ее положения при дворе.
Символизм французской революции
В 18-ом веке, во время Великой французской революции, самые обыкновенные женщины носили тонкую красную ленту на шее в знак сострадания ко всем тем, кто встретил смерть от гильотины. Такой жест символизма позднее преобразовался в еще один модный тренд — ленты носились в форме буквы Х, покрывая плечи и спину.
Утонченность и эстетика
После того, как государственные конфликты утихли, и мода смогла развиваться в мирное время, чокеры стали появляться уже не как символ революции, а скорее как эстетический элемент. Модный аксессуар можно встретить на картине Мане «Олимпия», датированной 1863-м годом, изображающей проститутку с черной лентой вокруг шеи. По такому историческому доказательству можно сделать вывод, что чокер был популярен среди проституток и являлся индикатором их деятельности.
Королевская мода
Среди знати чокеры пользовались совсем иным родом популярности. Разумеется, роскошные украшения, которые носили принцессы и королевы, отличались от тех, что можно было встретить на шеях представительниц низших сословий. В кругу королевской элиты появилось понятие «собачий ошейник», который очень быстро превратился из чего-то обыденного и практичного, совершенно не сочетающегося с утонченностью достопочтенных дам, в изящное трендовое украшение. Знатные особы носили чокеры, украшенные бриллиантами, драгоценными камнями, сделанные из кожи и бархата, надевали их на своих собак и дефилировали по своим имениям, наслаждаясь привязанностью к своим питомцам, — такое украшение отлично подходило под размеры шеи небольших собачек.
Но Александра — принцесса Уэльская — подняла модный аксессуар на новую высоту, сделав из украшения способ спрятать оставленный ей на шее шрам. Такое использование чокера сделало ее очень популярной, хоть и не привлекло никакого внимания к проблеме принятия своих несовершенств. Согласно историческим справкам, Александра вовсе не изобрела такое оригинальное украшение, а вдохновилась этническими костюмами индийских женщин, так как сама она не один раз посещала эту страну. Увидев, как женщины из Бомбея носят украшения, Александра решила, что это самый простой и аристократичный способ подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки.
1944: Воскрешение тренда
В этот период времени фэшн-индустрия снова заговорила о собачьих ошейниках. Один из номеров журнала Life Magazine вышел с обложкой, на которой модели были наряжены в самые разные кожаные чокеры в знак возвращения тренда под лозунгом «Ошейники снова актуальны как на собаках, так и на людях». Подобная рекламная кампания, может, и вызывает удивление сегодня, но, как показала практика, она сработала, и тренд популярен до сих пор.
Лихие 90-е
Самую большую популярность чокеры обрели в 90-х, когда людям хотелось свободы, вызова и безупречного стиля. Тенденция к инфантильности, бунтарству и эстетике нимфеток привела к тому, что большинство звезд, моделей и простых девушек приняли чокер с распростертыми объятьями. Масс-маркет производил всё новые и новые модели, а модные энтузиасты продолжали скупать их и демонстрировать по любому поводу.
2017, винтаж и возвращение легенды
Сегодня чокеры стали чрезвычайно популярными благодаря возвращению и других легендарных элементов гардероба 90-х, например, маминых джинсов, объемных и безразмерных свитеров и толстовок, а также повышенному интересу к винтажу. Чокеры просто вошли в комплект того, чего нам всем так не хватало, особенно для тех, кто еще не был способен оценить swag 90-х, потому что был слишком юн или еще даже не рожден.