1. Хипстер
На начало 2010-х пришелся пик развития субкультуры хипстеров. Главные атрибуты представителей этого движения: клетчатые рубашки, бороды, очки в толстой оправе, узкие джинсы, страсть к кофейням, всему винтажному и современному искусству. Словом «хипстер» определяли не только людей, можно было услышать выражение: «Это место выглядит по-хипстерски». Хипстерским могло быть и СМИ, в России такими считались «Афиша» и Look At Me. Субкультура хипстеров хоть и была очень распространена, но довольно быстро начала вызывать негатив как на Западе, так и у нас в стране. Ее долго высмеивали, а потом и вовсе забыли.
2. Хэштег
За десятилетие хэштег изменил то, как мы пользуемся социальными сетями.
Когда в 2007 году технический новатор Крис Мессина впервые посоветовал Twitter использовать хэштеги для создания каналов, по которым люди смогут следить за определенными темами, платформа посчитала, что это «вещь для ботаников», которая вряд ли станет популярна. В 2009 году Twitter все-таки принял хэштеги, а в 2010-м появился Instagram, который не только сделал хэштеги неотъемлемой частью постов, но и с их помощью запустил много социальных движений: #оccupy, #BlackLivesMatter, #MeToo.
3. Селфи
К 2013 году слово «селфи» превратилось из хэштега в общеупотребительное название для автопортретов. Благодаря Instagram на какой-то период времени традиционный способ делать фотографии полностью потерял актуальность. В этом же году Оксфордский словарь признал «селфи» словом года. И хотя сейчас в профессиональные аккаунты вновь вернулись привычные фото, сделанные кем-то со стороны, селфи определенно стали большой частью нашей культуры.
4. Интернет вещей
Самое простое объяснение термина «интернет вещей» — это группа предметов, взаимодействующих между собой и подключенных к интернету. К примеру, так работает технология «умный дом», которая позволяет управлять бытовыми приборами на расстоянии.
С 2010 годов интернет вещей стал устойчивой тенденцией в информационных технологиях и получает все большее распространение в нашей жизни. Прогнозируется, что к 2021 году из 28 млрд подключенных устройств в мире 16 млрд будут относиться к концепции «интернет вещей». А объем инвестиций в это направление достигнет 1,4 трлн долларов. Интернет теперь принадлежит не только людям, но и вещам, которые нас окружают.
Читать по теме:Фемтех, сэдфишинг, кризис: 10 слов, характеризующих 2019 год5. Эмоджи
В середине 2010-х люди стали использовать эмоджи в три раза чаще, чем раньше. Об этом в 2015 году сообщили эксперты Оксфордского словаря. Эмоджи года тогда был выбран смеющийся смайлик.
Эмоджи разнообразили язык общения и наши способы выражать эмоции в тексте. Люди стали использовать безобидные картинки как метафоры для изображения совсем иных смыслов. Это привело к определенным последствиям: в 2019 году Facebook и Instagram заявили о намерении запретить использовать определенные эмоджи в сексуальном контексте для предотвращения сексуальных домогательств в соцсетях. Под запрет попали баклажан, персик и капли воды.
6. Контент
Еще в 1996 году Билл Гейтс предсказал, что интернет приведет к революции в том, как мы будем создавать, потреблять и распространять информацию. Прошлое десятилетие показало это наиболее наглядно.
С 2010-х стала распространяться идея, что контент может создавать кто угодно. Вместе с ней пришли термины «личный бренд» и «интернет-персонаж». С тех пор контент стал главным активом блогеров.
В 2007-2008-х годах появились потоковые сервисы Netflix и Hulu, а к середине 2010-х они начали создавать свой контент. Сегодня Netflix – одна из самых успешных и развивающихся развлекательных компаний, которая производит свои фильмы, телепередачи, сериалы, а также покупает права на распространение сторонних фильмов.
7. Инклюзивность
Термин «инклюзивность» означает, что всем людям, независимо от гендера, расы, физического состояния, ориентации и других признаков предоставляются одинаковые возможности участвовать во всех сферах жизни общества. Чаще всего его применяют по отношению к инвалидам, однако в 2010-х много говорили не только о доступной среде, но и о культурной инклюзивности. Главная мысль ушедшего 10-летия: общество станет по-настоящему инклюзивным только тогда, когда мы научимся принимать различия других людей и позволим им быть не похожими на нас.
8. Фейк-ньюс
Активное распространение соцсетей привело к кризису информации, который обнаружился уже в середине 2010-х. Из-за обилия источников, стремления сообщить новость первыми и выдать свою версию событий, люди не знают, кому можно верить, а кому нет. Это эпоха постправды, когда более-менее реальные факты о событии можно узнать только когда уляжется шум. В 2017 году словарь Collins назвал «фейк-ньюс» словом года. Фэйковые новости остаются одной из самых глобальных проблем современности, а сейчас к ним еще добавились фейковые фото и видео.
9. Токсичность
Toxic стало словом 2018 года по версии Оксфордского словаря. Оно стало популярным благодаря тому, что отражает сразу несколько актуальных проблем: загрязнение окружающей среды и разные явления, негативно отражающиеся на жизни человека. В этом году особенно много говорили о токсичной культуре, токсичных отношениях, о том, как важно осознанно выбирать свое окружение и без сомнений отказываться от людей, которые плохо на тебя влияют.
10. Изменение климата
Климатический кризис – важнейшая тема 2019-го, с ней мы вошли в новое десятилетие. Оксфордский словарь выбрал словом года «климатическую катастрофу», по всему миру прошли климатические забастовки, а Грета Тунберг стала одной из самых обсуждаемых персон года.
То, что волнение по поводу изменения климата не просто хайп, подтверждают и ученые, которые уже не первый год бьют тревогу и призывают правительства принять меры по остановке глобального потепления.