Образ жизни
12 ноября, 2020

Невеста идет: краткая история помолвочных колец и свадебных платьев

Коротко о том, как кольцо с подвенечным белым платьем стали едва ли не главными атрибутами невесты и дошли от монархов к обычным людям.
Хотя бы раз в жизни каждая представляет себя в белом свадебном платье, дополненном помолвочным кольцом с бриллиантом. Зачастую такие мысли приходят даже не с целью помечтать о замужестве, а, скорее, из интереса: хочется узнать, каково это — быть нежной принцессой в торжественном наряде.

За сотни лет подвенечная мода менялась, однако одно оставалось прежним: сакральный смысл события, важного для невесты. Рассказываем, как появились свадебные атрибуты и какую роль в их становлении сыграл кризис алмазной промышленности.

Подвенечное платье как кладезь символов

Изначально свадьба подразумевала фактический отказ невесты от прежней семьи и ее переход в новый клан — такое событие было невероятно важным для обеих сторон. Естественно, что и наряд для него подбирался соответствующий: так, девушки из древних Афин надевали легкие фиолетовые или красноватые мантии, стянутые поясом. Жених позже ослаблял повязку, символизируя таким образом потерю девственности у невесты. К слову, тогда же закрепилось первое значение свадьбы: смерть новоявленной жены в глазах прежнего семейства — потому-то она ассоциировалась у греков с мифом о переходе Персефоны в мир Аида.

Особый свадебный цвет был и в Китае, но не белый, как мы привыкли думать, а черный — его носили и женихи, и невесты во время правления династии Чжоу. Позже он сменился на красный — оттенок страсти, мощной сексуальной энергии и счастья.

Белый — для буржуа

Белоснежное платье, символизирующее невинность и непорочность невесты, стало популярным ближе к Викторианской эпохе: известно, что в тех же 17–18 веках девушки носили наряды самых разнообразных оттенков. Дело в том, что за белыми костюмами могли ухаживать только в домохозяйствах знати — яркая ткань с трудом поддавалась очистке, а свадьбы всегда предполагали шумные пиршества и суету. В таких условиях логично, что будущая жена нет-нет да оставит пятно.

Кроме того, белоснежные платья были чрезвычайно дороги для представительниц рабочего класса. Они считали покупку наряда только лишь ради одного события необдуманной тратой, поэтому шли под венец в самом лучшем костюме из тех, что у них вообще есть.

После свадьбы британской королевы Виктории индустрия изменилась раз и навсегда: монаршая невеста предстала в шелковом платье цвета слоновой кости. Она специально отказалась от тяжеловесных украшений и дополнила наряд цветками апельсина. Дамские журналы мгновенно окрестили образ чистым, непорочным и элегантным, после чего именитые портные поспешили облачить заказчиц в похожие платья.

Стоит признать, что белый — оттенок, который лучше всего подходит для свадьбы. Он символизирует всю суть невинности, девичества, незапятнанного сердца, в которое невеста впускает избранника.

— писал Lady’s Book, аналог Vogue для читательниц той эпохи.

Однако тенденции, популярные среди знати, оставались уделом буржуа: невесты из небогатых семей все еще не могли позволить себе невероятное легкомыслие в виде нелогичной покупки. На их стороне были даже издатели: в 1911 году в редакцию газеты Tacoma Times написала девушка, просившая совета. Ей хотелось выбрать недорогой подвенечный наряд, и журналисты порекомендовали приобрести платье из белой шерсти, которое позже можно перекрасить в другой оттенок и использовать повторно.

Ровно в полночь платье превратится в униформу

Чем дальше, тем сильнее укоренялся стереотип о том, что единственно правильный подвенечный наряд — белый. К 20-м годам платья стали дешевле, да и средств для очистки костюмов прибавилось. Белые образы захлестнули мир, но ненадолго.

К началу Второй мировой войны люди остались без средств к существованию, порой не хватало денег на еду, что уж говорить о костюмах. Невесты нашли идеальное решение: они одалживали строгие, но торжественные наряды у подруг или надевали служебную форму, если являлись действующими членами войск.

После оглушительных сражений невесты снова вернулись к традиционным костюмам. К слову, в 50-х работающие девушки популяризовали длину до середины икры. Позже она полюбилась Одри Хепберн: на первую свадьбу актриса надела платье с силуэтом new look.

Не только белый

Хотя цвет слоновой кости до сих пор остается главным на свадебной арене, известно немало случаев, когда невесты шли против навязанных правил. Так, Брижит Бардо выбрала для торжества розовое платье в клетку с кружевной отделкой, а Элизабет Тейлор надевала белое лишь дважды — почти для всех свадеб она выбирала желтые, зеленые, серые тона.

Серый же полюбился и Кире Найтли: она отдала предпочтение нейтральному оттенку в 2013 году, надев платье от Chanel. Та же Сара Джессика-Паркер и вовсе пошла под венец в черном бальном наряде.

Читать по теме:100 лет красоты: как менялось свадебное платье

А что же с кольцами

Обсуждая помолвочные и свадебные украшения, люди часто делятся на два лагеря: одни считают подобные аксессуары данью традициям, другие — частью маркетингового хода ювелирных компаний. Справедливости ради скажем, что логика есть в словах обеих сторон.

Кольца действительно являются давним и важным символом — есть свидетельства о том, что новобрачные надевали их в Древнем Риме: первые аксессуары изготавливались из кремня, кости, меди или железа. Золотые тоже использовались, однако их могли позволить только представители знати. Считалось, что кольца символизируют готовность супругов быть вместе, любить друг друга и служить интересам новой семьи.

Позже, в 1477 году, появилось первое кольцо с бриллиантом: его подарил эрцгерцог Австрийский Максимилиан своей невесте Марии Бургундской. С той самой поры пошел обычай дарить жене дорогой аксессуар — считалось, что таким образом мужчина доказывал: он способен содержать супругу.

При чем тут алмазный кризис

До конца 19 века бриллиант был настолько редким камнем, что украшения с ним могли позволить лишь единицы. Однако в 1870-м было найдено крупное месторождение алмазов в Африке, и с тех пор обручальные кольца с прозрачным камнем стали уделом не только королей. Самым крупным ретейлером долгое время оставалась компания De Beers, однако ее позиции резко ослабли с приходом Великой депрессии в США.

Маркетологи компании не отчаялись и провели одну из самых успешных рекламных акций в мировой истории: «Бриллианты — это навсегда». De Beers при содействии специалистов N.W. Ayer создали линейку колец, которые каждый уважающий себя мужчина обязан был преподнести невесте во время предложения о помолвке. Рекламщики создали в умах ассоциацию алмазов с такими понятиями, как «любовь», «верность», «стабильность», «семья». Такие аксессуары стоили в два, а то и в три раза больше средней зарплаты жениха, что, по мнению пропагандистов, лишь подчеркивало серьезность его намерений.

Меньше — больше

Поначалу женихи и невесты запросто могли побороться за звание «Самая расточительная пара»: до 2000-х среди молодоженов были популярны кольца с россыпью как обработанных алмазов, так и других камней. Так, после помолвки и свадьбы леди Дианы с принцем Чарльзом люди сходили с ума по ансамблю из бриллиантов и крупного сапфира.

Однако ближе к эпохе осознанного потребления и эпохи устойчивости новоявленные супруги стали предпочитать более скромные образцы. Отныне ценится не факт того, что жених с невестой не скупились и сделали тот же выбор, что у селебрити. На первое место вышли скромность и индивидуальность.

То же касается и подвенечных нарядов: больше, чем за 200 лет, они становились длинней, короче, дополнялись гипюровыми рукавами и бесконечными шлейфами. Моду на них задавали те же принцессы, герцогини, актрисы, певицы. Сейчас, в общем и целом, положение дел остается прежним, однако есть нюанс.

Невесты и женихи уходят ближе к осознанности и стараются подчеркнуть выбором собственный характер: если 30–40 лет назад молодоженов могли осудить за «скучные» украшения и неброские наряды, то теперь людей не винят за осознанный выбор. Любители микросвадеб с радостью могут отказаться от неудобных костюмов в угоду повторному использованию и комфорту, равно как и фанаты пышных празднеств — выбрать самое пышное платье, самый вычурный наряд жениха, самые необычные кольца. Главное, чтобы самим молодоженам все нравилось.

Читать по теме:Свадьба в карантине: как люди женятся в условиях пандемии

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: