Культура, Кино и книги

Новая романтика и кошмары на улицах: 5 артхаусных лент, которые выйдут в 2021 году

18834
0
Еще в начале марта прошел 71-й Берлинский кинофестиваль, на котором одержал победу фильм «Неудачный трах, или Безумное порно» — лента рассказывает о неприкосновенности частной жизни и трагедиях, которые раздирали Румынию. Примечательно, что пандемия повлияла и на Берлинале: по словам обозревателей «Кинопоиска», режиссеры в большинстве своем представляли камерные драмы, а сам фестиваль проходил в онлайн-формате.

Летом начнутся публичные показы фильмов, участвовавших в этот раз. Рассказываем, какие ленты стоит ждать с нетерпением.

1. «Я твой человек»


Мария Шреддер, режиссер «Неортодоксальной», рассказывает об исследовательнице Альме. Ей предстоит провести три недели с андроидом, спроектированным лично для нее — женщина должна понять, сможет ли такой робот заменить обычного партнера и стать идеальным возлюбленным. Самой Альме такая затея не по душе, однако эксперимент хорошо оплачивается, а ей как раз нужны деньги на финансирование личного проекта.

«Я твой человек» переосмысляет стереотипы: раньше было принято снимать ленты и писать книги, где мужчина создает идеальную женщину. Здесь же все иначе. Фильм к тому же заставляет зрителя задуматься о современных отношениях и технологиях, но при этом не нагружает.

2. «Ужасы 61-й улицы»


Даша Некрасова, нью-йоркская актриса родом из Беларуси, размышляет в своем режиссерском дебюте о темах, которые затрагивает в подкасте Red Scare: влияние капитализма и феминизма на человека. Правда, делает это под соусом со вкусом пристрастного хоррора.

Две девушки заселяются в подозрительно дешевую квартиру в Верхнем Ист-Сайде и позже узнают, почему цена на нее именно такая — в ней насиловал своих жертв Джеффри Эпштейн. Желая разобраться в истории, героини проводят собственное расследование. Позже в одну из них вселяется дух педофила.

Примечательны «Ужасы 61-й улицы» смешением множества социальных явлений. Тут и скандал с империей Victoria’s Secret, и тайна «самоубийства» Эпштейна, и отсылки к QAnon, и проведение параллелей с «Ребенком Розмари». Словом, скучать не придется.

3. «Дочь рыбака»


О работе Юлдус Бахтиозиной написали, кажется, все, кому не лень. Однако мы тоже не можем пройти мимо нее.

Сюжет во многом напоминает романы Пелевина: продавщица из рыбного магазина Полина Щукина страдает из-за пропажи младшего брата и потихоньку теряет связь с реальным миром. Так, однажды она принимает подарок от странной посетительницы, а затем делает все, что прикажет совершить реклама. ТВ обещает ей полное избавление от печали и перевоплощение в царевну: достаточно только пройти испытания.

В единственной российской работе, показанной на Берлинале, особенно хорошо передана эстетика — в стиле, свойственном именно Юлдус. Она умело сочетает затхлую бюрократию, осевшую в конторках, с миром иллюзий; показывает изнанку русских сказок и былин; соединяет традиции и стиль.

4. «Тед К»


Этот Берлинале богат на фильмы, цитирующие культовые ленты или признанные приемы хорроров, и работа Тони Стоуна — не исключение. В «Теде К» режиссер рассказывает историю Теодора Качинского, известного миру как Унабомбер. Герой в 16 лет поступил в Гарвард, а потом вдруг понял, что не очень-то любит людей и желает смерти тем, кто вредили природе. С этого он и начал рассылать бомбы по почте тем, кого считал недостойными жизни.

Эту роль уже называют лучшей в фильмографии Шарлто Копли — удивляет, как обаятельный актер смог вмиг перевоплотиться в последнего отщепенца. Завораживают внимание и машины, сметающие деревья, и самолеты, явно напоминающие средневековых драконов.

5. «Маленькая мама»


Хоть новая лента Селин Сьяммы вышла типично карантинной — она длится всего 72 минуты, не подкупает внушительными декорациями и не завлекает спецэффектами, — но все же заставляет поразмыслить: а это действительно важно.

Юная Нелли, пережившая смерть бабушки, едет с мамой Марион в дом родственницы — нужно освободить его от старых вещей. Женщине трудно оставаться там, где она выросла, поэтому та оставляет дочь с отцом. Девочка же идет гулять в лес, находит домик на дереве и находит девочку, похожую на нее, как две капли воды — это сама Марион, только в восьмилетнем возрасте.

В «Маленькой маме» Сьямма вновь исследует проблемы детей — так она уже делала в «Девичестве» и «Сорванце». Она рассказывает, каково это — быть девочкой и женщиной, переживать взросление, понимать, что когда-то близкие тоже были маленькими, знать, что ты не вернешь и не изменишь прошлое. С этими вопросами сталкивалась практически каждая зрительница, поэтому фильм откликнется в сердце каждой.

Читать по теме:КультураФильмы для умных: краткий ликбез по артхаусному кино