Древность: макияж как способ отпугнуть врагов и выглядеть богаче
В Древнем Египте мужчины пользовались макияжем наравне с женщинами — все помнят фараонов с густо подведенными глазами. Кроме этого, египтяне красили лицо охрой, а на ногти наносили хну.
Макияж в Египте использовался как способ подчеркнуть различие между сословиями – это характерно и в другие периоды истории. Он носил ритуальное значение: считалось, что подводка вокруг глаз и другие узоры помогут отпугнуть злых духов.
Древние ассирийцы и римляне макияжем отгоняли врагов посущественнее: перед боем они красили губы черным или красным цветом, а также подводили брови, чтобы устрашить противника. А люди из богатых сословий уже пробовали отбеливать лицо, чтобы отличаться от загорелых крестьян.
Викинги отращивали волосы, заплетая их в косы или убирая в хвосты, подводили глаза, рисовали полосы на лице и обвешивались украшениями, в основном тоже для грозного вида в бою, а не походов на дискотеки.
Таким образом, в древности макияж для мужчин был еще одним способом подчеркнуть маскулинность, обрести боевой дух и вид, а также соблюсти религиозные обычаи. Хотя тщеславное желание выглядеть привлекательнее или благороднее тоже не чуждо людям того времени.
Средневековье и Новое время: макияж как веяние моды
С началом Средневековья макияж в Европе начинает утрачивать боевой и религиозный статусы. На первый план выходит желание отличиться от более нищих земляков и выглядеть симпатичнее. Как и в Риме, в европейских странах бледность – символ аристократичности, поэтому любимой бьюти-процедурой для мужчин и женщин было выбеливать кожу различными пудрами, кремами и другими средствами. Нередко в них добавляли опасные для жизни вещества, к примеру, свинец, но красота и статус для людей того времени определенно были важнее знания химии и биологии.
Что касается России, то шеймить мужчин за желание стать чуть красивее обезьяны здесь было принято с давних времен. Даже за сбритую бороду мужчину могли высмеять, что уж говорить о подведенных глазах или мытой голове. Так продолжалось до петровских времен, которые, впрочем, могли бы выглядеть совсем иначе, если бы за 40 лет до воцарения Петра на французский трон не сел король-солнце Людовик ХIV. В это время в Европе прочно закрепляется мода на напудренные парики и лица, а мужская косметичка со временем перерастает женскую.
Что во Франции при Людовике, что в петровской России мужской макияж практиковали исключительно люди высших сословий. Разница между внешним видом придворного служащего и обычного крестьянина в обеих странах была колоссальная.
Читать по теме:Парный макияж: как гендерно-нейтральный подход к красоте становится трендомXX век: макияж как намек на сексуальную двусмысленность и бунтарский дух
К началу XX века тонны пудры, мушки и многоэтажные парики уже не были обычной частью мужского образа – сказались викторианская эпоха с ее строгой моралью, французская революция, уничтожившая абсолютную монархию, мода на ампир и романтизм.
Макияж и моду на метросексуальность вернул зарождающийся кинематограф. Кумиры «золотого века Голливуда» не расставались с гримом, подводили глаза, тщательно укладывали волосы на голове и лице. В общем, всячески подчеркивали свой статус небожителей.
Во второй половине XX века мужской макияж уходит в подполье. В 50–60-е его берут на вооружение квир-сообщества и первые дрэг-квин, в 70–80-е — панки, готы и прочие андеграундные движения. Разумеется, речь про Америку и Европу: в СССР косметики едва хватало женщинам, а о мужском макияже речи даже не шло.
21 век: от гайлайнеров до новой культуры ухода за кожей
В начале нулевых мужской макияж из нашей жизни никуда не делся, правда, сконцентрировался в основном на эстраде и красных дорожках. Здесь и гайлайнеры — поклонники черной подводки вокруг глаз (привет, Джаред Лето и Джек Воробей!), и наш родной российский кэмп с Киркоровым и Шурой.
К 2020 году мужской макияж, замаскированный под груминг или просто тщательно скрываемый, находит себе место и за пределами сцены. Им давно пользуются телеведущие и политики: французского президента Эммануэля Макрона критиковали за то, что в первые три месяца пребывания в должности лидера он потратил на косметику более 30 тысяч долларов. В США не устают обсуждать странный цвет тональника Дональда Трампа, хотя тот утверждает, что его лицо таким желтым делают энергосберегающие лампы.
Во время карантина, когда все общение, в том числе деловое, перешло в видеоформат, мужчины стали больше интересоваться тональными средствами и другими процедурами. Только теперь макияж — не способ самовыражения, а возможность сделать лицо более фотогеничным: скрыть шрамы, синяки под глазами, подкорректировать и уложить брови.
Рианна, презентуя новую коллекцию Fenty Skin, заявила, что ее косметика предназначена и для парней:
Рекламные слоганы называют мужскую косметику «новой культурой ухода за кожей». Эту новую культуру нам демонстрируют корейские кей-поп идолы, инстаграм-блогеры. И кажется, мы как никогда близки к тому, чтобы мужчины признали: им, как и нам, хочется иметь возможность замаскировать следы бессонной ночи консилером, сделать глаза чуть ярче с помощью карандаша или сиять молодостью после хорошего крема.