С ними связаны определенные предубеждения: обычно люди считают такие службы крайней мерой — например, для предотвращения попыток самоубийства. Разбираемся, для чего к ним прибегают на самом деле, способен ли помочь телефонный разговор со специалистом и куда можно обратиться, чтобы тебя выслушали.
Зачем они потребовались
Изначально телефоны доверия действительно создавались как службы, которые предотвращают суициды: человек, находящийся в сильном стрессе, мог обратиться к работникам и анонимно рассказать о своих переживаниях. Однако потом, с пониманием того, что ментальное здоровье важно так же, как и физическое, применение расширилось. Сейчас специалисты предоставляют помощь в любых ситуациях, которые так или иначе связаны с эмоциональным напряжением.
Нередко работников критикуют за недостаточную вовлеченность в работу. Например, белорусский филиал The Village еще в 2017 году проводил проверку телефонов доверия: обозревательницы Евгения Долгая, Анастасия Авхимович и Мария Савко выбрали 5 служб, с которыми разыграли распространенные среди подростков проблемы — трудности в общении с родителями, буллинг в школе. Из всех специалистов только один, по их мнению, действительно проработал запрос, в то время как остальные фактически проигнорировали просьбы о помощи. Один из телефонов по факту даже не принадлежал службам доверия — он был зарегистрирован на частное лицо.
В каких случаях стоит обращаться
Надо понимать, что для работы с затяжными расстройствами или долгоиграющими проблемами стоит искать психотерапевта, который будет вести человека через процесс исцеления — порой он длится годами. Службы доверия нужны в случаях, когда поддержка требуется немедленно, в таких ситуациях, как:
- кризисная ситуация в общении, которую реально разрешить за один сеанс;
- вероятность панической атаки или острой тревоги;
- желание прибегнуть к самоповреждениям.
Сами специалисты отмечают, что по факту поводы могут разниться: для одного трагедией станет разрыв с возлюбленным, для другого — потеря кошелька. Начальник отдела дистанционных методов психологического консультирования и информационной поддержки ЦЭПП МЧС России Елена Варфоломеева утверждает, что хороший сотрудник не делит причины звонка на достойные или недостойные обработки — он работает с любым материалом и не дает оценочных суждений.
Как работает специалист службы доверия
В идеальной обстановке оператор приглашает звонящего к разговору вводными фразами вроде «Чем я могу вам помочь?». После того как человек поделился проблемой, задает наводящие вопросы, позволяющие лучше понять собеседника. В зависимости от обстоятельств, разговор может идти от получаса и более. В материале «ТАСС», посвященном работе специалистов службы доверия, консультант Ольга заметила, что иногда сессии продолжаются подолгу.
— заметила женщина.
Основные принципы работы службы доверия — анонимность, конфиденциальность и доступность. Каждый человек имеет полное право позвонить операторам в любое время дня с любым поводом и получить квалифицированную поддержку. Правда, это рождает трудности для самих операторов — нередко они сталкиваются с телефонным хулиганством со стороны подростков: те могут обращаться под надуманными предлогами и отвлекать от клиентов, которым действительно нужна помощь. Однако специалисты отмечают: таким образом позвонившие могут сигнализировать о необходимости в поддержке либо прощупывать почву перед «настоящим» вызовом.
Читать по теме:Я просто хочу помочь: как убедить близкого человека пойти к психологуГде тебя могут выслушать
На сайте Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи представлена информация о 12 действующих федеральных службах доверия. Есть и частные организации, которые прорабатывают нестандартные случаи. Мы проверили несколько порталов, предоставляющих услуги по ментальной поддержке.
Интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС России
Здесь доступно 2 варианта коммуникации: по телефону либо с помощью чата. В первом случае ты можешь позвонить по единому номеру горячей линии +7 (495)989-50-50, чтобы получить анонимную поддержку. Во втором случае потребуется регистрация на официальном сайте ресурса — психолог будет отвечать тебе раз в 1-2 недели. Здесь он может попросить тебя дать информацию о себе, однако и прорабатывает специалист не только случаи, которые достигли критической точки.
Телефон доверия для детей, подростков и их родителей
На сайте службы заявлено, что специалисты помогают перечисленным трем категориям. По факту любой человек, позвонивший по номеру 8(800)2000-122, может получить скорую поддержку оператора в критических ситуациях.