Ригидным в психологии называют человека, которому сложно адаптироваться к любым изменениям в жизни и принимать чужую точку зрения. Обычно он отличается упорством и убежденностью в своей правоте. Это может распространяться на всю или отдельные сферы жизни. Умеренное проявление такого упорства обычно жить не мешает, а вот в больших количествах препятствует хорошим взаимоотношениям с окружающими. Мы расскажем о причинах ригидности и способах найти общий язык с такими «непростыми» людьми.
Причины ригидности
Люди могут проявлять упрямость и негибкость по нескольким причинам. Как правило, эти причины помогают им чувствовать себя комфортно, но на самом деле могут ухудшать качество жизни и мешать саморазвитию.
Привычки и убеждения дают ощущение безопасности, а новые идеи вызывают тревогу
Как только ригидный человек сформировал убеждение или выработал привычку, он просто смирился с тем, что теперь это будет только так. Он привыкает к спокойному течению принятых им шаблонов поведения и мыслей, и от этого чувствует себя защищенным.
Новая идея кажется небезопасной, незнакомой и неудобной. Из-за такой предвзятости ригидные люди поддерживают свои существующие убеждения и отвергают новые, особенно противоположные. Они испытывают когнитивный диссонанс – состояние, когда разум просто неспособен удержать сразу две противоречащие друг другу идеи, и отвергает одну из них. Так люди с ригидностью пытаются избавиться от дискомфорта и стресса, вызванного чем-то новым.
Пересмотр взглядов на вещи и дела требует значительных усилий
Это тесно связано с предыдущей причиной. Люди сильно нуждаются в том, чтобы дела были решены как можно скорее и минимальными усилиями.
Человек с ригидностью ненавидит двусмысленность в любом проявлении и предпочитает придерживаться своих «устоявшихся» представлений. Он не хочет снова задаваться дополнительными вопросами и принимать решения. Необходимость пересмотра взглядов на вещи требует значительных умственных усилий, а ригидный человек эту энергию тратить не хочет.
Такое поведение часто приводит к неэффективному решению проблем и поспешным выводам. У людей с ригидным мышлением особенно сильная потребность в завершении начатых дел в краткие сроки и проверенным способом.
Тотальный контроль успокаивает тревожность, связанную с делами
Когда мы считаем, что знаем о мире и устройстве вещей все, что нужно, мы чувствуем, что контролируем ситуацию. Признание, что нашего опыта в чем-то может не хватать, возвращает нас в состояние растерянности. Те, кто постоянно развиваются, спокойно проходят эти периоды.
А вот ригидные люди хотят держаться за свой порядок и боятся моментов, когда чему-то удалось его пошатнуть. Даже в тех случаях, когда новые идеи могут привести к лучшему.
Например, ригидному человеку предлагают работу с большей зарплатой, но в другой компании. В своей он трудится 5 лет и привык к коллективу, рабочему месту и заработной плате. Он скорее откажется от предложения, пусть перспектива заработка и будет лучше, потому что испытывает тревогу и неуверенность в правильности своего решения. Этот пример показывает, как ригидность может негативно влиять на нашу жизнь – поддерживая привычки и устои, мы закрываемся от нового и лучшего.
Ошибки и признание собственной неправоты перерастают в стресс и переживания
Важная причина, по которой люди жестко привязаны к своим убеждениям и идеям заключается в том, что они определяют их, как часть себя. В результате изменения они воспринимают как утрату части своего «Я» или индивидуальности. Это называется кризисом идентичности, когда человек задается вопросами о своей роли в социуме, месте и предназначении в жизни. Именно этого избегают люди с ригидностью, потому что чувствуют в такой ситуации очень большое эмоциональное напряжение.
Когда человек отождествляет себя со своими убеждениями, он испытывает чувство гордости. А если они пропадают или меняются, подпитывать свое эго ему становится нечем. Все это в сочетании со страхом ошибиться или выглядеть глупо заставляет людей жестко привязываться к своим идеям.
Например, ригидный человек, привыкший носить исключительно черные костюмы на работу, никогда не купит себе серый или синий. Он будет не уверен в том, что будет хорошо выглядеть, и его не осудят окружающие за возможно неудачный выбор. А если политика компании изменится, и ему придется сменить привычный гардероб, сотрудник с ригидностью будет испытывать тревогу и дискомфорт гораздо сильнее, чем тот, кто просто сомневается в выборе вещей.
Отсутствие убежденности в пользе нового заставляет придерживаться привычного
Люди держатся за то, что они знают, или за свои манеры поведения, когда они не уверены, что изменения могут им помочь. Поэтому не стоит сразу называть человека, отвергающего наши идеи, ригидным. Сначала нужно взглянуть на себя и убедиться, что мы предлагаем действительно стоящие и полезные вещи, пытаясь убедить упрямого собеседника в своей правоте.
Но если аргументов в пользу нового было приведено достаточно, чтобы кто угодно поверил в твою идею, а ригидный собеседник «не сдается», читай дальше, как правильно выстроить с ним беседу и прийти к согласию. Ведь таким человеком запросто может оказаться твой родственник, подруга или босс.
Как общаться с ригидными людьми
Выражай свои идеи ясно и убедительно
Расплывчатые и плохо выраженные идеи не влияют на убеждения ригидных людей. А четкое описание плюсов и минусов нового заставляет их задуматься о пользе и выгоде и не сопротивляться твоим аргументам.
Также ты можешь неоднократно излагать свои идеи, чтобы человек лучше тебя узнал. Как только он понимает ход твоих мыслей и их пользу, общение становится новой зоной комфорта. Упрямый собеседник может попробовать воспользоваться твоим предложением, потому что больше тебе доверяет, и новая идея больше не кажется чем-то страшным.
Вовлеки его в свою идею
Еще одна уловка – вовлечь упрямца в свою идею. Может быть так, что он отвергает предложение только из-за того, что не сам его придумал, и повода для личной гордости от этого нет. Вместо того, чтобы представлять идею как свою, заставь его думать, что он сыграл важную роль в ее разработке.
Например, при разговоре с начальником не используй фразу: «Я предлагаю привлечь сотрудников в отдел продаж». Ты можешь сказать нейтральное: «Наши показатели продаж могут улучшиться». Босс, вероятно, спросит, как это сделать, – вот тогда и стоит поговорить о планах и новой команде.
Привлекая начальника к разработке идеи, а не констатируя факт, ты уменьшаешь шансы на сопротивление. Ему кажется, что он помог тебе ее придумать, а возражать собственным замыслам трудно.
Предлагая что-то, используй слово «возможно»
Когда ты разговариваешь с ригидным человеком и на 100% уверена в своих идеях, упрямство становится присуще и тебе. Такое столкновение может спровоцировать конфликт интересов. Избежать конфликта можно, используя всего одно правильное слово – «возможно».
Расскажи о своей идее как о рациональной возможности. Например, когда ты не согласна с упрямым оппонентом, не спорь с ним, а скажи: «Я думаю, такое возможно, потому что» – и дальше приведи нужные аргументы. Или так: «Не думаешь ли ты, что это (опиши идею) возможно?»
Зачастую люди борются с нами лично, а не с поступающими предложениями. Используя слово «возможно», мы даем им «пространство для маневра» и вовлекаем их в процесс создания нового и полезного.
Используй авторитет и социальные доказательства
Авторитет и социальное доказательство – мощные инструменты убеждения. Маркетологи используют их постоянно, и в стратегии убеждения ригидного человека они тоже пригодятся.
Например, у тебя есть идея, как сделать работу в офисе комфортнее, а твой начальник убежден, что изменений не требуется. Тебе нужно заручиться поддержкой сотрудника, к которому босс прислушивается. Или получить одобрение у большинства коллег. Согласись, если весь офис поддерживает твою идею, противостоять гораздо сложнее. К тому же, ригидные люди зачастую боятся потерять авторитет у окружающих и делают все, чтобы этого не случилось. Таким образом, начальник легче согласится и поддержит твое предложение.
Предлагай напористо
Напористость – золотая середина между агрессией и прекращением попыток что-то изменить. Ты говоришь о своей идее или несогласии без тени агрессии, поэтому у собеседника нет причин защищаться и упрямиться в полную силу.
Когда мы говорим утвердительно, а не спорим или повышаем тон, собеседник лучше улавливает информацию. Мы продолжаем настойчиво излагать свои идеи, даже если это занимает много времени, и упрямый собеседник рано или поздно обязательно «сдастся». Но для этого и нам сдаваться нельзя: его реакция может быть любой, и реагировать на это нужно спокойно, продолжая приводить аргументы и факты в пользу своего предложения.
Обрати внимание на то, что они могут больше
Если мы выражаем несогласие с идеей ригидного человека, он воспринимает это как личную критику. Он не понимает, что мы можем указывать на недостатки сказанного, а не его самого. Например, когда мы говорим: «Твоя стратегия непонятна», он слышит: «Ты составил плохую стратегию» и реагирует соответственно.
Чтобы не допустить конфликта и обид и донести замечания, нужно говорить так: «То, как ты представил свою стратегию, непонятно для остальных сотрудников. Ты можешь сделать ее более обоснованной и понятной». В этом примере мы и донесли наше замечание, и указали на то, что человек может сделать дело лучше. Соответственно, дали ригидному сотруднику повод достичь цели, которой он впоследствии сможет гордиться. А это и нужно его эго, поэтому упрямиться он не станет.
При конфликте не веди себя агрессивно
Экстремальные обстоятельства иногда требуют крайних мер. Но агрессия в разговоре с ригидным человеком – рискованная стратегия. Она работает только с теми упрямцами, кто хорошо переносит критику и проявляет жесткие убеждения в каком-то конкретном аспекте жизни.
Говоря саркастично или на повышенных тонах с такими людьми, мы можем их шокировать и полностью «обезоружить». Главное, вовремя остановиться, когда видишь, что оппонент обескуражен и слушает тебя с большей внимательностью.
Но отметим, что такое поведение – крайний случай и будет бесполезным для тех, кто проявляет ригидность буквально во всем. Рекомендуем все-таки использовать описанные ранее методы, чтобы избежать конфликтов и недопониманий.