Балет
Сергей Полунин родился в украинском Херсоне. С раннего возраста он начал заниматься гимнастикой, потом танцами. В 9 лет поступил в Киевское хореографическое училище, а в 13 уехал в Лондон по гранту фонда Рудольфа Нуреева.
В 17 Полунин уже принят в труппу лондонского Королевского балета, а в 19 он самый молодой в ее истории ведущий солист.
Ранний успех и изнурительная работа — плохое сочетание для молодого человека. СМИ пишут о безудержных вечеринках, на которых пропадает Полунин, и употреблении наркотиков. Танцор эти слухи активно поддерживает и провоцирует. Он покрывает тело татуировками, пишет твитты вроде «Кто-нибудь продает героин? Хочу поднять настроение», признается, что выходил на сцену под кайфом.
В 2012-м Полунин внезапно покидает Королевский балет, намереваясь строить карьеру в США. Однако репутация танцора к этому времени испорчена настолько, что с ним отказывается работать большинство европейских театров.
Зато в России Сергея Полунина принимают с распростертыми объятиями. Здесь нет института репутации, а потому и причин отказывать талантливому танцору из-за скандальной биографии:
Сложно было, меня не приглашали ни в один европейский театр. Мне повезло, что я попал в Россию. Россия все же более обособлена и живет по своим законам.
Следующие четыре года Полунин — премьер Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, приглашенный солист Новосибирского театра оперы и балета, а с 2016-го — приглашенный солист Баварского государственного балета в Мюнхене.
Мне кажется, что в России сложнее удивить публику, чем в ряде западных стран. В России сложнее подать какую-то сказку, потому что если это ненастоящее, то зритель это не воспримет. Русский мир чуть более взрослый. Если в Америке люди придумывают какие-то сказки, Диснейленд, Голливуд, то в России мир более взрослый, холодный.
Параллельно с работой в театрах Полунин сотрудничает с фотографами, снимается в кино, участвует в разных проектах и становится популярным среди широкой публики.
О своей карьере я всегда думал так: или я закончу танцевать в двадцать с небольшим, или буду танцевать долго, лет до пятидесяти. В двадцать шесть я объявил, что закончу танцевальную карьеру. Собирался уходить в кино. Но потом понял, что можно делать все, не обязательно выбирать что-то одно.
Балет в чистом виде Полунина давно не интересует, еще из лондонского балета он уходил из-за того, что жесткая театральная атмосфера убивает в нем художника. Он активно критикует классический балет и говорит о необходимости открытия частной школы, которая будет создавать конкуренцию государственным учреждениям и ломать устаревшую систему подготовки танцоров.
По моим ощущениям, классический балет давно перестал развиваться. Мы смотрим его, как кино Тарковского: оно может нравиться, ты всегда будешь смотреть его, но это не кино, которое производится сегодня.
Кино
О кинокарьере Полунин мечтает давно, хотя с ней дела обстоят хуже, чем с балетом. Сергей снялся в громких голливудских картинах «Убийство в Восточном экспрессе», «Красный воробей», «Щелкунчик и четыре королевства», но роли до того незначительные, что о них и вспомнить особо нечего. Пожалуй, пока самым ярким фильмом с участием Полунина остается документалка «Танцовщик» о нем самом, которая вышла в 2016 году.
Тем не менее, Полунин все еще не отказывается от актерских амбиций. Сейчас он восстанавливает отношения с Западом после очередного скандала в своей карьере, чтобы продолжить штурмовать Голливуд.
Мода
После ухода из Королевского балета у Полунина появилось время для еще одного увлечения – моды. Он становится лицом брендов Pal Zileri и Diesel, Брюс Вебер снимает Сергея в рекламной кампании Dior Homme, он участвует в рекламной кампании Balmain.
Работа с фотографами помогает Полунину создать собственный стиль, основа которого total black.
Мое знакомство с модой состоялось довольно поздно. Я с детства как-то не обращал внимания на одежду, жил в своем мире. Разве что, помню, нравилось мне сочетание серого плаща и шапки Bos Bison. По-настоящему с модной индустрией я познакомился, когда стал сниматься у лучших фотографов. И тот образ, которого я стараюсь придерживаться, придумал для меня Дэвид Лашапель. Он привел меня в дизайнерский магазин в Лос-Анджелесе и сказал: «Тебе нужны черная футболка и черные джинсы».
Россия
В 2018-м Сергей Полунин переживает новый конфликт с западным миром, который танцор создал собственноручно. Он получает российское гражданство, внезапно начинает писать в своем инстаграме оды Владимиру Путину, делает татуировку с его портретом у себя на груди. Дальше следуют и вовсе странные заявления: грубые нападки на полных людей и гомофобные высказывания. После них от сотрудничества с Полуниным отказываются те театры, которые возобновили работу с танцором после первого скандала.
В России поведение Полунина предсказуемо принимают на ура. Он несколько раз встречается с президентом, становится исполняющим обязанности ректора Академии хореографии Севастополя. «Иногда нужно стать частью системы, чтобы ее изменить», — говорит Полунин в одном из интервью. Возможно, это он и пытается сделать.
Всем, кто живет в России, мне хотелось бы пожелать, чтобы они перестали надеяться на что-то свыше или на президента. В России многие привыкли, что за них кто-то должен решить. Не нравится — рискни что-то поменять. Все в этой жизни можно сделать самому.
Свою татуировку с портретом Путина Полунин объясняет глубокой симпатией к российскому президенту:
Он — очень хороший пример человека, упорно идущего к цели. Он 20 лет выстраивал страну после разрухи 1990-х, и сейчас Россия может диктовать свои условия, защищать другие страны. И у меня ощущение, что, если он захочет, может повлиять на установление мира во всем мире. У него достаточно связей, чтобы прекратить все войны на планете.
Спустя два года после скандальных постов танцор заново выстраивает отношения с Западом, с которым все же стремится сотрудничать. Для космополита Полунина идея руководить театром в Севастополе, носить портрет Путина на груди и вместе с тем большую часть времени строить карьеру и жить на Западе не кажется противоречивой. Правда, татуировку для зарубежных съемок приходится замазывать. Когда этим летом журналисты заподозрили, что он вывел ее, Полунин ответил, что портрет Путина — последняя из его тату, от которой он стал бы избавляться.