Почему уважение к собеседнику важнее чистоты русского языка
Мотив тех, кто склонен поправлять речевые ошибки окружающих – в речи или письменном тексте, – звучит благородно: не допустить всеобщей деградации, помочь человеку стать лучше и не выглядеть необразованным. Но на деле придирки к чужим словам почти никогда не достигают ни одной из этих целей. Вот несколько причин, почему замечания по поводу чьих-то ошибок скорее сделают из тебя неприятного собеседника, чем повысят всеобщую грамотность.
Язык — это часть личности человека
То, как мы говорим, — такая же часть нашей личности, как стиль в одежде, прическа и прочие элементы образа. На речь влияет культура, в которой вырос и живет человек, образование, ситуация, в которой происходит диалог, — собеседник может быть взволнован, смущен, спешит.
Если ты не позволяешь себе говорить каждому встречному: «Эта стрижка тебе не идет», «Ты носишь эту вещь не правильно, давай покажу как», — то и замечания по поводу речи окружающих должны казаться тебе неэтичными.
Это чаще всего похоже на попытку возвысить себя
Людям, которые позволяют себе критику в адрес того, как пишут или говорят окружающие, редко удается сделать это корректно. Указание на ошибку в слове — популярный аргумент в интернет-споре. Неважно, о чем идет разговор, граммар-наци тычет пальцем в неправильную букву или лишнюю запятую, уже чувствует себя правым и забывает, что далеко не всегда отсутствие грамотности говорит о том, что человек не разбирается в какой-то теме.
Как понять, что ты поправляешь чью-то ошибку, чтобы самоутвердиться, а не потому что реально хочешь помочь? Легко: твой комментарий, помимо самого замечания, содержит советы вроде «откройте словарь», «учите русский язык», оценки — «в вашем возрасте стыдно так говорить», «вообще-то здесь запятая не нужна». Почти всегда найдется способ сказать человеку об ошибке непублично: отвести в сторону, написать в личные сообщения, если речь об интернет-общении — администрации паблика или на почту интернет-издания. У Heroine тоже есть контакт для обратной связи, и мы всегда рады внимательным нетоксичным читателям.
Подобные замечания ставят человека в неловкое положение
Нельзя сделать взрослому человеку замечание о его речи в публичном пространстве и не поставить его в неловкое положение. Как бы мило, доброжелательно или нейтрально ты не попыталась исправить собеседника, подумай, стоит ли твоя борьба за всеобщую грамотность того, чтобы нарушить чей-то комфорт.
Замечания не помогают стать кому-то грамотнее
Ошибки в речи или на письме прочно вживаются в наш язык, особенно когда человек уже взрослый и много лет говорит «звОнит» вместо «звонИт». От того, что ты пару раз поправишь его, он не начнет произносить это слово правильно. Он даже может знать, что норма «звонИт», но слишком привык говорить «звОнит» и не замечает этого.
Замечания будут эффективны только в том случае, если ты постоянно ходишь за человеком и поправляешь его, при этом он сам этого хочет и стремится исправиться.
Язык – очень гибкий конструкт
Русский язык, как и любой другой, — далеко не монолит. Нормы в нем меняются, появляется вариативность в произношении и написании, а уследить за этим сложно, если не занимаешься лингвистикой профессионально. Поправляя кого-то, человек может не учитывать, что уже давно допустимы оба варианта, и этим лишь поставит себя в глупое положение.
В каких случаях уместно поправить человека, если он допускает ошибку в речи
— Если это твоя работа, а человек – твой ученик или студент. Даже в этом случае стоит делать замечания корректно: так гораздо больше шансов, что собеседник его усвоит и исправится.
— Человек сам попросил об этом. Друг или родственник доверяет твоей грамотности и просит поправлять его, потому что хочет стать лучше. Ты можешь поправить близкого и без спроса, но следи за его реакцией. Замечание вызывает негатив — оставь попытки, если хочешь, чтобы ему было и дальше комфортно с тобой общаться. Исключением могут быть дети: их стоит поправлять, потому что они только учатся говорить, формируют словарный запас и речевую культуру.
— Человек учит язык, которым ты уже владеешь. Например, иностранец учит русский или кто-то из твоих близких учит другой язык, на котором ты свободно говоришь. В таком случае твои замечания – корректные и позитивные — помогут ему практиковать правильную речь или письмо.
— В публичных текстах. Ошибки на рекламных баннерах, объявлениях и других публичных источниках замечать полезно, потому что они не оскорбляют никого конкретно при этом не дают окружающим считать, что так писать можно. С публичными речами сложнее – критикуя их, легко скатиться в уничижение говорящего и самоутверждение.
— Если это может повлиять на профессиональную репутацию человека. К примеру, твой коллега готовится к публичному выступлению и допускает грубую ошибку в какой-то части своей речи. Будет уместно предупредить его об этом наедине, чтобы человек не оказался в глупом положении. Но, опять же, когда он уже в нем оказался, кричать на весь зал «не одел, а надел», не стоит. Это только поставит его в еще более нелепую ситуацию. Слова Чехова: «Воспитанный человек — это не тот, кто не прольёт соус на скатерть, а тот, кто не заметит этого», — можно отнести и к речевому этикету тоже.