Катя, расскажи, кем ты была 5 лет назад?
Я была студенткой третьего курса кафедры французского языка. Мне было 20, и, как только у меня появилась возможность, я посещала Францию, Швейцарию, Турцию. Не могу сказать, сколько именно поездок к тому времени совершила, но точно помню, что из каждой привозила много винтажной одежды. Все время гуглила, где есть блошиные рынки и секонд-хенды в том или ином городе, и у меня за пару лет скопился приличный запас вещей, и мои мысли о том, что нужно с ними делать, получили нужный пинок от друзей. Так что я сделала свой магазин.
А ты сама какой была? Кто такая Катя Никитина 5 лет назад? О чем она мечтает и думает?
Мне кажется, я ни о чем конкретном и материальном не мечтала ни 5 лет назад, ни сейчас. Хотя сейчас я бы хотела квартиру в Ницце… Как тогда, так и сейчас мне нравится жить в потоке. Это выражение стало модным недавно, но я жила так и раньше.
Ты говоришь, тебе дали мотивирующий пинок. Кто именно подтолкнул тебя сделать первый шаг?
Мои близкие друзья. Они видели, что у меня получается находить винтажную одежду. Так и завертелось. Мама в меня не совсем верила. Просто у меня были определенные хобби: то я мыловарением увлекалась, когда в школе училась, то еще чем-то. А когда рассказала об одежде маме, она ответила: «Наверное, это еще одно такое же «увлечение». Многие так думали, что сейчас я создам магазин, а потом его брошу.
Потом прошел год. Заметила, что держусь на энтузиазме, подпитываю его поездками. По сути, занимаюсь тем, что нравится, еще и деньги получаю за это. Как тогда, так и сейчас стараюсь делать все сама, но порой и делегирую задачи. Интуитивно составляю контент, делаю съемки.
Еще у меня тогда появилась камера — я договаривалась с визажистами, искала интересные места для съемок, сфотографировала тогда почти всех подружек. Мне иногда писали симпатичные знакомые, в основном стройные — снимала и их.
Правильно понимаю, что ты покупала одежду на себя? То есть у тебя к тому времени еще не было вещей плюс-сайз?
Да, или просила маму перешить вещи на меня. Иногда попадались безумно красивые вещи типа «Вау, какая крутая юбка!» Для меня безумно огромная, но я знаю, что хочу видеть ее в своем магазине, и понимаю, как ее продать, с чем сочетать. Несмотря на то, что такие вещи могли лежать годами, я брала их — хотела, чтобы на них нашелся свой покупатель.
Такие редкие вещи тоже продавались. Сейчас такой проблемы нет — 80 % того, что я выкладываю, продается тут же.
То есть тогда этот сегмент еще не был настолько популярен?
Да, и меня удивляет, что винтаж стал настолько ходовым. Я никогда особо не следила за конкурентами — может, когда я начинала, в Москве и в Питере такие магазины были, но в Краснодаре я была первая.
Какие ценности несет твой блог и магазин?
В нем очень много меня. И, наверное, таким образом он несет мои ценности.
Ты сама живешь по тем же ценностям?
Я даже не задавалась этим вопросам — да, очевидно, я так живу.
А кроме продажи одежды что-то еще делаешь? Насколько я знаю, твоя жизнь разнообразна, а винтаж — побочный продукт. Ты много путешествуешь, познаешь себя, твоя жизнь крутится в сумасшедшем ритме. И параллельно с этим ты покупаешь вещи.
Может, это моя форма медитации. Я работала в отеле, была личной ассистенткой, год поработала в казино, попутно продавая винтаж.
А ты помнишь свою первую вещь, которую продала?
Прекрасно помню! Винтажная детская куртка из потрясающего денима. Только увидела ее и поняла, что с такой потрясающей тканью нужно что-то делать. Я взяла, отрезала ей рукава и продала как жилетку.
То есть ты еще и швея?
Нет, это по маминой части — она очень помогает, особенно в последние полтора года. Ровно отрезать рукава я-то могу, а все остальное, что касается шитья, делегирую маме.
Ты работаешь на интуиции, верно? У тебя ведь нет знаний, как продавать и рекламировать.
Я до сих пор думаю, что не умею продавать. Ну, то есть, если человек будет сомневаться, покупать или нет, я подумаю: «Ну и сомневайся, нафиг надо, я продам другому или себе оставлю».
Ну, слушай, 5 лет — большой срок. Дети растут за этот период и в школу идут.
Вот мой ребенок растет…
Планируешь ли ты масштабировать свой бизнес и делать из него магазин в классическом понимании?
Для меня переломный момент, который я прямо прочувствовала — это работа в ненавистном месте. С ней у меня было очень мало времени на винтаж — это работа в казино. Я поняла, что могу зарабатывать большие деньги там, где мне не нравится, или заниматься любимым делом, да еще и получать за это плату. Я прямо влюбилась в свое дело еще больше.
При этом я пришла от обратного: в универе я путешествовала, привозила винтаж, где-то что-то зарабатывала, скажем, преподаванием. Сейчас мне важно иметь вторую работу, где есть мои основные деньги. А винтаж — для души. Это дело, в которое хочется вкладывать, чтобы потом посмотреть, что выйдет. Я уверена, из этого выйдет что-то большее.
Кроме того, у меня всегда возникает такой вопрос: а в каком вообще городе я буду жить ближайшие месяцы?
То есть тебе нужна сеть.
Скорее всего. Думаю, когда вернусь во Францию, мне стоит начать винтажный проект там, параллельно с тем, что уже есть. Глобальная идея такая: сделать несколько винтажных проектов в разных местах.
Как ты ищешь вещи?
Ищу на блошиных рынках, в секонд-хендах, иногда на Ebay американском, французском аналоге «Авито».
А где винтаж лучше: у нас или в Европе?
Он разный. Если брать большие города — Париж, Берлин, Амстердам, — там всего много. Там все понимают и шарят, так что там я могу купить вещей, зная, что мне будет невыгодно их перепродавать — люди понимают, сколько что стоит.
Например, если я поеду во французскую деревушку, и там, не знаю, бабуля какая-то умерла, а ее вещи распродают — а потом бам, и нашла на такой распродаже винтажную Chanel, купила ее всего за 20 евро, то в Париже такого не будет. Такие времена прошли.
То есть винтаж — это дорого?
Винтаж стоит столько, сколько должен. Особенно для условных американских туристок, которые думают: «О, боже, я сейчас куплю винтажное французское платье, надену его и вернусь в свой Сиэтл красоткой».
А что у нас с винтажной культурой?
В России все еще есть и будет много всего интересного. Я находила и продолжаю находить потрясные экземпляры.
Еще у нас большой поток такой одежды идет в секонд-хенды, которые являются частью европейских сетей. Схемы у них, конечно, темные, они продают все с платой по килограммам, а получают одежду как гуманитарную помощь, оплачивая только доставку. Вот в Краснодаре была история: работал норвежский секонд-хенд. Он существовал где-то с год и я его обожала, потому что там можно было купить норвежские шерстяные свитера намного дешевле, чем те, что я из путешествий привозила. Но потом они разорились.
Я пыталась узнать, почему, и выяснила, что у них был гигантский долг за доставку, и они его не вывезли.
Назови 3 вещи из твоей коллекции с интересной историей.
Первая — коллекционный платок Hermes 1967 года в идеальном состоянии от художника Филиппа Леду. Редчайшая жемчужина, никогда не продам. Ну, или лет через 10.
Что еще?
Старинные украшения. В начале в декабря была в Ницце и там, на местной барахолке, нашла оригинальные украшения 30-х. Их продавал коллекционер, причем за дешево. Меня заинтересовала цепочка, потому что я смотрю, что у нее интересный фермуар (застежка — прим. ред.) и камни словно натуральные. А история прямо моя любимая: была бабка, бабка померла, к ней приехали антикварщики, выкупили вещи.
Оказалось, коллекция украшений принадлежала одной престарелой мадам, которая жила в Провансе, и просто потому, что там не было драгоценных камней, я смогла купить их за низкую цену. Но это 30-е. Я сперва думала их продать, а потом подумала: «Где я еще такие найду?»
Мне очень нравится история про бренды, которые не существуют, и их нет неприлично долго — 40-50 лет. Например, тот, о котором я недавно писала — Caroline Rohmer. Это приближенный аналог современного масс-маркета. Не все же могли позволить себе Chanel и другие люксовые бренды, а выглядеть стильно всем хотелось. Они появились в том время, когда только зарождались массовые производители, использовали полиэстер — кстати, качество у него было намного лучше современного. Я часто встречаю их в секонд-хендах, и, судя по всему, они были невероятно популярными, но что-то не пережили.
То есть у тебя есть коллекция вещей, которые ты никогда не продашь. Такой личный музей, правильно?
До поры до времени. Были такие моменты, когда я, например, уезжала в поездку, и мне срочно нужны деньги — помогли бы даже 3-5 тысяч рублей. Я порой продавала то, с чем было жалко расставаться. До сих пор иногда о них перед сном думаю — вот реально, восклицаю: «Зачем ты продала тот самый жакет?!» Сейчас, надеюсь, я не буду так делать.
Ты устраиваешь аукционы?
Думала об этом и даже запускала их пару раз — с сумками. Сперва думала о том, что надо расширить число подписчиков, а потом поняла, что мне нужно более масштабное комьюнити — это разные вещи.
Я не всегда знаю, что и как преподнести, но мне бы хотелось, чтобы ко мне приходили девочки, думая: «О, я сейчас куплю крутую баварскую блузу с рюшами, потому что они везде». Хочу, чтобы они хотели подлинную винтажную вещь, а не какую-нибудь чепуху, которую Zara и Bershka скопировали у условных Miu Miu.
Правильно понимаю, ты зарабатываешь на винтаже столько денег, что можешь не работать?
С моим образом жизни я не могу зарабатывать только винтажем. Он — приятный и солидный бонус. Последние полтора года, когда я жила во Франции и работала на одну женщину в Монако. У меня была еще одна подработка с неплохим заработком, и там винтаж был приятным полноценным хобби, которое еще и деньги приносит. Мне не приходилось думать о том, что срочно нужно что-то продавать и выкладывать, потому что надо на что-то жить.
Я делала те подборки, которые хотела бы увидеть. Например, если не было вещи, с которой хотела бы сделать фото, я готова была ждать. Тематические коллекции украшений постепенно собирала и потом выкладывала одной подборкой. По субботам и воскресеньям обязательно ездила на блошиный рынок, и вот так вот все приятно складывалось.
Потом собирала заказы и отправляла их большой подборкой маме, либо уезжала с ними в Италию: оттуда дешевле отправлять. Между делом выпивала «Апероль», то есть все было не напряжно.
А насколько сложно все отправлять из заграницы?
Сложно, на самом деле. Мне было обидно, потому что я не беру деньги за международную доставку и включаю их в стоимость, и люди не понимали, сколько денег я вкладываю за нее. При этом постоянные клиенты до сих пор в шоке с того, что у них есть прямой поставщик недорогого французского винтажа.
Я вот тоже так удивилась, когда увидела твои вещи — они же обладают такой богатой историей. И мне было непонятно, как ты вообще все это находишь, притом стоят они не так много, как могли бы. Это тебе не в «Зару» сходить.
Ну вот да. Для меня это был приятный бонус, деньгами за который могу себя радовать и баловать. Но не способ выживания. Продаю не только в России, у меня есть постоянные клиенты из Германии, Украины, Беларуси, Штатов, Казахстана…
Не планируешь вести второй блог?
Планирую. Уже почти все готово: контент снят, посты написаны. Нужен тайм-менеджмент, которым я не владею.
Как ты вообще видишь свою идеальную покупательницу?
Она как я: взбалмошная, и ей все равно, брендовую ли она вещь купит или нет — главное, чтобы она была классной.
Люкс вдохновляется винтажем. То есть появляется замкнутый круг.
Пусть моя идеальная покупательница воспитает это в себе, но я тогда возьму на себя роль ненавязчивого рассказчика, показав все как есть, и дав свободу выбора. У меня есть примеры постоянных покупательниц, которые со мной года 3-4, а некоторые и вовсе с самого начала — я их поначалу не знала, они не были моими подругами. Но такие покупатели потом писали благодарности и подчеркивали, что именно благодаря мне узнали о мире винтажа. Это мне, конечно, льстит.
Ты говоришь, что масс-маркет копирует люкс. Разве это не естественно? Все же люкс и Haute Couture — это произведение искусства.
Не соглашусь. Haute Couture — произведение искусства. Люкс — нет. Я не считаю, что масс-маркет должен так рьяно брать и копировать вещи.
Но это же тоже хайп, чтобы продать товар? Все же не все могут позволить условный твидовый жакет от Chanel, а такой жакет — тренд.
Иногда это приемлемо, когда речь идет об устаревающей классике. Я больше о примерах, как с Prada: в прошлом году они выпустили неопреновые сумки, и потом их скопировали все. Вот такое я не понимаю. Та же Bershka взяла тот же материал, тот же фасон, только дешевле.
Мне всегда было интересно, насколько качественным делается люкс. Не платят ли деньги за популярность бренда? Особенно когда дело касается винтажа.
Да, иногда ты можешь увидеть прикольные вещи у никому не известных брендов. Но ты же понимаешь, что, когда ты покупаешь люкс, особенно если это первый люкс — ты берешь не просто вещь, а новый уровень жизни. Потом, когда можешь купить больше и делаешь это, ты приобретаешь историю модного дома, понимая, что теперь он делает так.
Я не спорю, можно и нужно находить интересные вещи везде. Однако у меня есть выбор: купить за одинаковую цену вязаный кардиган из Zara или из винтажного шоурума? Я выберу второе.
Среди твоего винтажа много люкса?
Есть сумка YSL. Я подумала, что не буду ее носить — у меня их достаточно, — и решила выставить на продажу. Над ней нужно поработать и привести в должный вид — я хочу, чтобы она смотрелась безупречно.
Есть еще люкс, его не так много. Ищу его больше для конкретных людей. Я, например, знаю, что один из моих покупателей может захотеть нечто подобное, и я пишу им напрямую. Раньше была проблема: я продавала некоторые вещи за копейки, и их забирали, скрипя зубами — так было с сумкой Coach за 2 000 рублей или Stuart Weitzman за 3 500.
Как-то еще выставила Lancel за 2 000 рублей, а его никто не забрал. Страшно разозлилась и подумала: «Да пошло оно все!»
Что на тебе сейчас надето?
Любимые винтажные джинсы, купленные на краснодарской барахолке за 100 рублей. Обносила их, как только можно, но выглядят они круто. Еще укороченная рубашка из местечкового шоурума в Ницце, черная водолазка, которую взяла 6 лет назад в Турине — и все еще ее ношу, и рюкзак Maison Kitsuné. А, и «мартенсы» с пальто от Kenzo.
Maison Kitsuné — это, кстати, бренд от бывшего менеджера Daft Punk. У него жена японка, а у бренда на логотипе лисичка. У пары еще есть несколько кофеен в Париже и полноценное кафе. Моя любимая — в Пале-Рояль, я обожаю туда приходить, брать матчу и лимонный пирог и просто наслаждаться жизнью — притом без фейка. Вокруг фонтаны, розы, все цветет….
Скажи, а ты придерживаешься определенного направления?
Несмотря на то, что все считают, будто у моего магазина единый стиль, я так не считаю — меня кидает из стороны в сторону. Мне одинаково нравятся 90-е и нулевые, и мне хотелось бы больше смелости, чтобы сделать съемку с джинсами с низкой посадкой. Я нашла сегодня маечку Morgan начала 2000-х — она леопардовая, узкая и с розовой окантовкой. Вот думаю совместить их со шпильками и стилем Нелли Фуртадо.
А чем ты руководствуешься?
Есть два принципа: «мне нравится» и «я знаю, это точно продастся». Я не рассуждаю категориями вроде «для ребят, которые любят классику» или чем-то еще.
А были покупки, о которых ты сожалела?
Нет, если только это не вещь, которую нужно было переделать или убрать дефект. Была история с комбинезоном 70-х годов из натуральной кожи. Он был кремового цвета. На нем была дырка — мы ее с мамой еле заделали. А потом пришла мадам какая-то на маркет — мы там его продавали, — и решила примерить. Видимо, она была слишком велика для него, и там просто все разошлось по шву. Пришлось от комбинезона избавиться.
Тебе тяжело расставаться с вещами, которые продаешь?
Нет. Если я знаю, что не хочу что-то отдавать, то и не отдам. А если понимаю, что продам, то не жалею. Есть у меня джинсы Mustang — темные клеш, мы туда бахрому добавили. Я понимаю, что не хочу их носить и мне не жалко их отдать.
А как ты подходишь к подбору образов? Есть ли у тебя свой стиль?
Я не знаю, как его охарактеризовать. У меня мало базовых вещей, и, вместо того, чтобы ее купить, возьму очередное сумасшедшее платье. База — это мои любимые джинсы.
Ты продаешь только одежду?
Нет, еще аксессуары. Мне сложнее делать выборку аксессуаров, потому что я щепетильно к ним отношусь. Ну и не хочу делать подборки трендовых золотых украшений с жемчугом. Еще много фарфора — мне бы даже больше хотелось им заниматься. Во Франции у меня для этого было много пространства, но доставка дорого стоит, и на тот момент у меня не было сил этом заниматься. Хотя я в любой момент могу найти интересные вещи, и они не ограничиваются Европой — я находила интересные экземпляры в Стамбуле или Марракеше.
А у тебя были истории с восточным, экзотическим винтажем?
Турецкий — достаточно экзотично?
Ну… Нет.
И зря. Я как раз вдохновилась турецким винтажем благодаря произведениям Орхана Памука, где у него были зарисовки с консервированными воспоминаниями. До поры до времени это был не просто трикотаж, а вещи со своей историей, в них хороший потенциал.
Из азиатских вещей — попадались на Ebay тайские и немного японских вещей. Надеюсь, что открою в этом году японский винтаж. Американский был, но это не такая экзотика.
Ты можешь назвать Wander & Wintage брендом?
Да, однозначно. У меня даже ярлычки и лейблы есть — мы добавляем их, когда создаем что-то свое, переделываем или занимаемся апсайклингом.
Следишь за повесткой?
На самом деле я интуитивно начала продвигать это направление еще очень давно, но не делала на этом особый акцент. Как-то так получилось, что стала трендсеттером.
А почему сейчас винтаж интересен людям?
Много факторов. Людям важно покупать историю и эмоциональный опыт. Кроме того, у винтажа качество намного выше — для меня это важно. Думаю, и для других тоже. Можно привести в пример порно: сейчас популярен OnlyFans, где девушки выкладывают эротические снимки. Люди это покупают. Конечно, они могут найти в интернете много всего — как и мы в масс-маркете. Но тебе важно понимать, что это — лимитировано, и что в этом есть оригинальность, эмоциональный опыт.
Можно порой найти винтажную вещь, которая залетит в тренды, но, согласись, куда лучше будет звучать описание «баварской блузы 70-х годов», чем простой одежды. У меня недавно появился трендовый жилет, и я часто видела похожие в ленте Instagram — от Monki, Zara или других брендов. У меня жилет из шерсти шотландских овечек, сделанный в Италии, винтажный. Что тебе будет интересней?
Как вообще носить винтаж?
Как ни странно, я против того, чтобы его было много. У меня часто бывают тотал винтаж-луки, но тут уже на усмотрение человека. Нравится выглядеть, как фрик — пожалуйста. Хочешь выглядеть как современная casual-девушка — лучше добавить одну акцентную деталь — яркую блузу или жакет из 80-х.
Можешь ли ты дать читателям советы по покупке в секонд-хенде? Лично я, будучи не самой глупой девушкой, не всегда могу найти что-то интересное.
Боюсь, не знаю, как составить подобный чек-лист. Тут важна насмотренность. Будет здорово найти подружку, которая этим увлекается, и присесть ей на хвост. Я вижу в горе вещей нужный принт или нужную ткань — так работает у меня.
Нужно еще отталкиваться от запроса. Ты хочешь найти что-то красивое или что-то стоящее? Если стоящее, то с точки зрения стиля или ценности? Главное, чтобы вещь попадала в твои представления о стиле — универсального совета нет. Была такая хорошая фраза: «Тренд скоротечен — стиль вечен». Это правда так.
Смотри, твой слоган «Вне времени и трендов» — про что это?
Это то, что я и общество дает тебе возможность выглядеть так, как ты хочешь — что ты тоже можешь быть трендсеттером, носить и делать все, что любишь. Даже если ты фрик — что с того? Можешь, через 20 лет станешь новой Вивьен Вествуд?
Так было с сапогами для верховой езды — они стали модными, и даже Burberry адаптировали.
Кем ты вдохновляешься?
Раньше вдохновлялась Софией Аморузо, основательницей Nasty Gal. Нравилась ее история, но мне кажется, это уже какой-то моветон — говорить, что ты, винтажный реселлер, вдохновляешься ею: она же ушла в масс-маркет.
Еще мне нравится, что делает Алессандро Микеле и то, как он оживил Gucci. Каких людей для кампании выбирает, какие коллекции выпускает, с какими людьми сотрудничает. Нравится абсолютно все, что он делает. Он художник для коммерции, но его творения вдохновляют.
Из женщин — две девушки, которые работают над брендом sororité. — с французского переводится как «сестринство». Они начинали делать все вдвоем, брали люкс и не-люкс и создавали из них нечто особенное. У них несколько сотен подписчиков в инстаграме.
С кем бы из икон стиля ты хотела заколлабиться?
С sororité. как раз, сделать с ними модную съемку с пеньюарами, украшениями. Такие вещи можно найти в Америке — там много одежды из 20-30-х годов. Она стоит непомерно дорого — 200-300 долларов, но они невероятно красивы.
Какую звезду ты бы хотела одеть в свой винтаж?
Машу Миногарову: сделать ей отбитый лук из 90-х. А еще принарядить какой-нибудь инди-бренд.
Какое у тебя отношение к одежде?
Одежда — это одно из выражений меня. Я уделяю время своим образам, но при этом не могу сказать, что провожу за этим часы, притом занятие доставляет мне удовольствие.
Какое состояние может приобрести девушка, покупая винтаж?
Хороший пример с недавней покупкой: нашла во Франции бордовое облегающее платье. Оно было точно таким, как наряд для героини из фильмов Бертолуччи — того же «Последнего танго в Париже». Это стиль femme fatale, радикальная красота. Так и хочется дополнить его современными туфлями. Однако оно не предполагает, что ты обязана кого-то соблазнять. Это состояние уже в тебе, как только ты надеваешь платье — и все, вокруг кино, ты играешь главную роль.
Кать, что бы ты сказала сегодня себе 5-летней давности?
Все идет по плану.
Мы узнали, какой ты была 5 лет назад. Какая ты сейчас?
Я более взбалмошная, резкая, уверенная в себе, мне не нужно, чтобы все было спокойно. Я готова каждый раз выходить из зоны комфорта. Это, как по мне, и есть жизнь в потоке. Обычно друзья говорят, что у меня все здорово складывается, но это не так. Я проживаю и сложные моменты, и простые, но все принимаю.
Что твоим покупательницам стоит ждать в этом году от твоего магазина?
Много 80-х, микс комфортной базы с яркими акцентами. Я покажу, как эти акценты сочетать в повседневной жизни и не стесняться этого.