Как Берта Бенц доказала всем, что за машинами будущее
Какой конкретно мужчина изобрел первый автомобиль – спорный вопрос, а вот в том, кто впервые совершил дальнюю поездку на машине, нет сомнений: это была Берта Бенц.
Берта дважды помогла своему мужу Карлу Бенцу вписать его имя в историю мирового автомобилестроения. В первый раз — когда выпросила у своего отца денег в качестве приданного и вложила их в механическую мастерскую Бенца, чтобы спасти предприятие. Против воли родителей Берта влюбилась в сурового инженера с сумасшедшей идеей построить безлошадный экипаж.
При постоянной финансовой поддержке жены Карл смог построить несколько моделей своего Motorwagen. После нескольких неудачных попыток рекламы своего изобретения – машина хоть и получила медаль на Мюнхенской выставке, но не ездила дальше торгового павильона и воспринималась общественностью как чудаковатая выходка – Бенц не спешил снова пробовать внедрять автомобили в повседневную жизнь.
Берта всегда поддерживала мужа и верила в его идею даже тогда, когда не верил он сам. Однажды летним утром 1888 года она взяла двух сыновей, посадила в «самобеглую коляску» Бенца и, ничего не сказав мужу, укатила в гости к маме в соседний город за 106 километров от их дома.
Это было сложное путешествие, но Берта преодолевала его с невозмутимой находчивостью. Когда у нее закончился бензин, она закупила в аптеке чистящее средство, сгодившееся как топливо. Когда забилась топливная труба – прочистила ее шпилькой, которую достала из своей прически. Перетертую обмотку на проводах фрау Бенц заменила резинкой от чулок. Стерлись тормозные накладки – Берта заехала к сапожнику. Путешествие длилось весь день: машина двигалась не быстрее 16 км/час, то и дело приходилось останавливаться на ремонт, к тому же авто каждый раз нужно было толкать в гору. Последнее обстоятельство натолкнуло Карла на изобретение коробки передач. Кроме того, поездка Берты помогла понять, что в долгом пути не обойтись без станций техобслуживания – женщине приходилось искать в попутных деревнях то сапожника, то кузнеца. Но главное, чего добилась Берта Бенц – доказала окружающим, что автомобили могут стать частью нашей жизни, что, собственно, и произошло.
Женщины водят и изобретают
Женщины садились за руль с самого начала изобретения автомобилей, справляясь с вождением не хуже мужчин, – и это показывает не только славная история Берты Бенц. В 1905 году британка Дороти Левитт установила новый рекорд по дальности поездки на машине: из Лондона в Ливерпуль и обратно. Начав с участия в автопробеге, она стала знаменитой гонщицей с прозвищем «самая быстрая девушка мира».
За рулем Дороти Левитт выглядела более чем экстравагантно – одетая в лучшие наряды, шляпку с вуалью, легкое пальто, она била рекорды скорости на воде и на суше. Кроме того, Дороти написала пособие по вождению автомобиля для женщин. Как и Берта Бенц, Левитт была весьма находчива: она советовала дамам обязательно брать с собой в путешествие заколки, шоколад, пистолет, и ручное зеркальце, чтобы поглядывать назад во время езды, – и это за 8 лет до изобретения зеркала заднего вида. В 1920-30-е годы — когда Маяковский привез в СССР из Франции Renault для Лили, и Брик стала первой в стране женщиной за рулем авто — в Европе и Америке дамы уже вовсю участвовали в гонках, посещали автовыставки и становились водителями безопасного такси для женщин.
Женщины не только ездили на автомобилях, но и активно работали над их усовершенствованием. Расскажем лишь о нескольких женских изобретениях, без которых невозможно представить современный автомобиль.
Дворники
Когда в следующий раз включишь дворники, чтобы смахнуть с лобового стекла дождевые капли, скажи спасибо девелоперу из Бирмингема Мэри Андерсон. По легенде на создание стеклоочистителя ее вдохновили мучения водителя нью-йоркского троллейбуса, который пытался очистить лобовое стекло во время сильного снегопада.
В 1903 году Мэри получила патент на устройство, позволяющее очищать лобовое стекло, не покидая салон. К сожалению, стеклоочистители Андерсон не принесли своей обладательнице денег – она пыталась продать патент канадской фирме, но там сказали, что устройство не обладает коммерческой ценностью. Зато, как только срок патента истек, автомобильные компании одна за другой принялись внедрять изобретение Мэри в свои машины. В 1922 году (через два года после окончания действия патента) Cadillac первыми включили стеклоочиститель Андерсон в список стандартного оборудования своих авто.
Спустя 14 лет после того, как Мэри Андерсон изобрела свой стеклоочиститель, американка Шарлотта Бриджвуд автоматизировала это устройство, сделав так, что оно стало работать от двигателя автомобиля.
Поворотники
Дочь Шарлотты Бриджвуд Флоренс Лоуренс стала звездой немого кино, это первая американская актриса, имя которой начали указывать на афишах, и создательница одной из первых кинокомпаний.
Страсть матери к изобретениям передалась и Лоуренс. Девушка придумала устройство, которое позволяло одним нажатием кнопки выставлять сигнальные флажки по сторонам автомобиля – если водитель хотел повернуть, и на заднем бампере – чтобы сообщить о торможении. Оформлять патент на свое изобретение Флоренс Лоуренс не стала, заявив, что делает это исключительно из любви к людям и машинам.
Глушитель
Любимым материалом американской изобретательницы Эльдорадо Джонс был металл. Из него она сделала легкий электрический утюг, складную гладильную доску и складную вешалку, которые удобно брать с собой в дорогу.
Но главным изобретением Эльдорадо стал глушитель для самолетов. Простое устройство в виде небольшого металлического пропеллера, который помещался на пути потока выхлопных газов, позволяло значительно снизить шум от работы двигателя без потери мощности.
После успешных испытаний в 1923 году Джонс зарегистрировала патент на свое имя. Она создавала глушитель исключительно для самолетов, однако до сих пор устройство с придуманной ею конструкцией стоит в каждой современной машине. Эльдорадо Джонс прозвали «железной леди». Газеты описывали ее как энергичную, уверенную в себе женщину, которая с подозрением относилась к мужчинам.
Изобретение Джонс не принесло ей богатства. Ее смерть в 1932 году была отмечена в New York Times некрологом с заголовком: «Женщина-изобретатель умирает в бедности». Статья заканчивалась цитатой Эльдорадо Джонс:
Первое авто для женщин и первая машина, созданная женщинами
Несмотря на ранний интерес, вклад в развитие автоиндустрии и растущую покупательную способность женщин, производители машин продолжали ориентировать свой продукт исключительно на мужчин. Как пишет Кэтрин Дж. Паркин в книге «Женщины за рулем: век покупки, вождения и ремонта автомобилей» (Women at the Wheel: A Century of Buying, Driving, and Fixing Cars):
Со временем растущая покупательная способность женщин заставляла автопроизводителей задаваться вопросом: что дамы хотят видеть в автомобилях. Проблема в том, что спрашивали они это в основном у мужчин.
Результатом такого однобокого мышления стал первый исключительно женский автомобиль, который автогигант Chrysler выпустил в 1950-ых годах. Модель La Femme собрала всевозможные предрассудки в отношении женщин: бело-розовый корпус, сиденья, обитые мягкой розовой тканью (что еще нужно девушкам, кроме розового цвета?), зонт, сумочка и даже помада в комплекте.
Создатели La Femme нарушили главное правило брендинга – не додумывать потребности целевой аудитории за нее. Результат не заставил себя ждать – женщины восприняли такую машину как насмешку, а мужчины ездить на розовом зефире тоже не желали. Спустя два года после запуска проект свернули.
В конце 1980-ых годов Volvo Cars признала, что в США женщины покупают даже больше автомобилей, чем мужчины. При этом 8 из 10 дизайнеров машин были мужчинами. Тогда компания решила сформировать женскую консультационную группу из нескольких сотрудниц разных отделов.
В 2001 году инженер-биомеханик из Центра безопасности автомобилей Volvo Камилла Палмерц предложила идею – а что если автомобиль наконец-то разработает исключительно женская команда? Из этой инициативы родился концепт Volvo Your Concept Car – идеальный автомобиль для независимых женщин и мужчин. Как сказала менеджер Volvo по связям с общественностью Татьяна Бутович-Темм:
После того как пресса узнала о разработке женского автомобиля, главным вопросом стало, будет ли он розовым. Темм сразу отмела эту мысль, сказав, что машина «точно не будет милой».
Команда концепта собрала семинары с участием женщин, изучила рынок и собрала подробный список пожеланий от потенциальных клиентов.
Получившаяся машина была гораздо удобней своих предшественниц, причем не только для женщин, но и для мужчин. Кузов покрыли грязеотталкивающей пленкой – на эту идею авторов проекта вдохновили сковородки с антипригарным покрытием. Еще одним находчивым решением было поместить горловину, куда заливается стеклоомыватель, снаружи автомобиля, рядом с отверстием бензобака – до этого приходилось лезть под капот. Салон отделали съемной обивкой. Складные задние сиденья позволяли без труда загрузить машину сумками.
Важным новшеством стала автоматическая настройка положения сиденья и руля. Владелец авто мог прийти в салон, отсканировать параметры своего тела на компьютере и загрузить эти данные на электронный ключ. После этого машина сама настроит сиденье и руль под индивидуальные особенности водителя, и это не придется делать каждый раз вручную.
Еще одна проблема, которую решили разработчицы Volvo Your Concept Car, – сложность с парковкой в тесных условиях города. Теперь определить, хватит ли машине места, помогает автопилот.
На этом полезные технические решения нового концепта не ограничивались, к примеру, теперь автомобиль сам следил за интервалами техобслуживания и напоминал водителю, когда пришло время заменить масло или провести другие работы.
Так, попытка сделать авто для женщин породила много полезных усовершенствований для водителей любого пола.
Спустя 15 лет с тех пор, как женские голоса в автомобильной индустрии наконец-то были услышаны и это принесло пользу, отрасль по-прежнему остается неравноправной. Так, согласно исследованию компании Deloitte, проведенного в 2018 году, женщины занимают только четверть рабочих мест на автомобильных производствах, причем в некоторых секторах даже наблюдается тенденция к снижению этой цифры. А это значит, женщинам и дальше придется бороться за право сказать свое слово.
Как говорит мой друг — красивая машина — залог успеха. Обклеил свой мерседес разными яркими пленками с названиями брендов и ни о чем не жалеет